Про поводы для чтения
Замечательная история про то, как в Англии смели с прилавков переиздание «Грозового перевала». Всё потому, что на нем была рекомендация — «любимая книга Беллы и Эдварда». Кто вдруг не в теме, это герои вампирской саги Стефани Майер «Сумерки». Мило, правда? И прием безотказный: если я увижу на обложке «любимая книга доктора Хауса» (кстати, есть она у него?), тоже куплю. И эту, когда выйдет на русском, захочу посмотреть. И «Торговца пушками» уже почитаю, наконец, в новогодние каникулы. Но вот при мысли, что кто-то решится, не дай Бог, сделать такую традиционную книжку из самого сериала, с невыносимыми описаниями «невозможно синих глаз», пояснениями, внутренним миром, — тут я содрогаюсь. Есть принципиально «неэкранизируемые» книги и есть вещи, которые умирают на бумаге. Невозможен никакой доктор Грегори Хаус помимо Хью Лори. Может быть, и князя Мышкина больше нет без Евгения Миронова? Обратный такой эффект — и уже не очень важно, что первично…
Или вот вам еще иллюстрация. Листала 9-й, «финский» (интересный) номер «Иностранки», увидела пьесу под названием «Красная волчанка» Кари Хотакайнена (по ссылке только самое начало, а почитать приходите в библиотеку). Могла ли я ее пропустить?! Той самой неуловимой волчанкой болеет там русская девушка Катя, внебрачная дочка приличного (и уже покойного) финна. Она приезжает в Финляндию и объясняет кое-что этим финнам про их жизнь. «А теперь, судя по твоему самодовольному выражению лица, я должна бесконечно радоваться, что приехала сюда. Но почему? Назови мне хоть одну причину для радости. Высокие налоги. Ужасный климат. Женщины одеваются, как мужчины, а мужчины одеваются, как свиньи. Продукты ни к черту, колбаса без мяса, сыры без жира, йогурты без вкуса… Вы не перестаете возмущаться тем, что у нас можно сесть в тюрьму за свои высказывания, но приведите мне хоть одно финское высказывание, за которое можно было бы посадить в тюрьму!» У ее финского брата находится только одно возражение: «Про сыр это ты зря!» В общем, девушка что надо. И сама пьеса умная и смешная.
Еще книги можно, как известно, использовать для гаданий. У меня всю осень такой «гадательной» книжкой были «Записки от скуки» старого японского монаха Кэнко-хоси. Прямо и сразу он на мои вопросы никогда не отвечал, но, случалось, рассказывал истории в тему. «Один человек сказал мне: «Когда ты долгое время не навещаешь любимую женщину, то уже думаешь о том, как она на тебя негодует. Выказав ей свою небрежность, мучаешься тем, что нет тебе никакого оправдания. И тут ни с чем не сравнимую радость приносит тебе ее письмо, где говорится: «Нет ли у тебя слуги? Мне не хватает одного». «Хорошо, когда у женщины такой характер!» Действительно, это так». И что, они действительно так уязвимы, даже те, про кого ничего такого не подумаешь? И ничего тут не изменилось с XIV века?
Метки: книги, чтение
27 ноября, 2009 в 16:37
«Ромео и Джульетту», а заодно и «Гамлета», так как он был опубликован в той же книжке, я прочитала, когда лет в девять-десять в телеигре «Поле чудес» услышала вопрос про яд, убивший героев.
«Апельсиновую девушку» мне дала студентка: во время экзамена я спросила, что значит имя ее эл. почты.
Для чтения конкретной книги много сторонних поводов, но действуют они, наверное, лишь на тех, кому читать нравится.
30 ноября, 2009 в 18:06
Валечка, а как Вы относитесь к чтению БЕЗ ПОВОДА? Игре случая? Чтению как привычке? У меня вот есть интересный пример случайного выбора: наткнулась в интернете на упоминание о книге (книга еще не вышла к тому времени); прочитала (первый раз в жизни!) полностью с экрана, первое время могла говорить только о ней… М. Петросян «Дом, в котором» (3-е место в читательском конкурсе «Большой книги» этого года.
1 декабря, 2009 в 7:24
Давно, в школьные годы, я очень посредственно читала, меня завораживала музыка. Я пристально следила за жизнью кумиров — идолов рок-музыки, не пропуская ни одного интервью. Стоило мне узнать мнение, уважаемого мной, музыканта о прочитанной или впечатлившей его книге я тут стремилась прочесть её. Так проявился интерес к чтению, который затем, был отшлифован моим учителем литературы и заключён в рамки отличного, воспитанного на классике, литературного вкуса. Понятно что, не могу читать дамские, вампирские, детективные романы — мне жаль времени. Этой осенью, случилась со мной сложная, депрессивная ситуация и в это время, моя знакомая, решила вернуть меня к жизни — мягко посоветовала прочесть роман Стефани Майер «Сумерки». На вопрос «о чём это», сказала — история любви. Взялась читать с неохотой, обращая внимание на ужастный перевод и множественые опечатки в тексте. Вы знаете, мне эта книга очень помогла, хотя мне сложно объяснить, что и почему сработало, но уж если имеет место такое явление как библиотерапия, то в моём случае это книга стала отличным лекарством. Сколько угодно можно не признавать эту историю любви вампиров и расуждать о её смерти на бумаге, но, тот бум, который заставляет подростков и не только, увлекаться ЧТЕНИЕМ книг, причем читают уже и книги о которых упоминают, в интервью, актеры «Сумеречной саги» — просто впечатляет. Есть разные ПОВОДЫ для прочтения и «сумеречный», в их числе.
1 декабря, 2009 в 11:17
Елена, рады новым знакомствам! Замечательный блог, добавили в свой список.
1 декабря, 2009 в 14:52
Интересно получается…
Чтение обладает входом и выходом.
Вход — поводы и причины (внешние и внутренние).
Выход — настроения, состояния, конкретные действия (может быть не вполне обычные для нас) и разговоры об авторах, книгах, темах…
И выход одного для кого-то может стать входом.
…Есть своя прелесть в кольцевой композиции… 🙂
4 декабря, 2009 в 15:14
По-моему, скрытая пропаганда чтения кроется и в биографических художественных сериалах, которые показывают по центральным каналам. Смотрели мы «Адмирала» на большом экране, потом по 1 каналу, и столько сомнений, вопросов, сколько статей и книг пришлось прочитать про Колчака. Надеюсь, не только мы клюнули на эту удочку.
9 декабря, 2009 в 12:49
Уход человека — тоже такой печальный повод для чтения и перечитывания.
Умер Петр Вайль — не сразу, может быть, но непременно захочется перечитать «Русскую кухню в изгнании», «Карту Родины», «Гения места»….
Замечательно, что он был. Хорошо, что есть книги. Жаль, что больше не будет.