Про способы чтения
Еще один повод для чтения — это литературные и книжные вообще премии. Во-первых, они помогают сориентироваться там, где ты не очень в теме. Вручили, например, премию «Просветитель», и теперь мы знаем, к кому стоит обращаться за авторитетной информацией про нефть, сложные законы физики и историю земной суши. Можно почитать награжденную книгу, тихо радуясь, что кто-то облегчил тебе выбор и надеясь, что вот этот текст действительно лучший. Хотя бы по каким-то параметрам и хотя бы на данном отрезке времени. Или можно почитать авторов, претендующих на премию и уже отобранных, будем надеяться, людьми понимающими. Можно даже поболеть за кого-то одного, и если он победит, вместе с ним побыть победителем!.. Так я болела на «Большой книге» за Юзефовича (вот его исключительно умное, по-моему, интервью), а Надежда Сергеевна — за книгу Мариам Петросян, которая тоже не осталась незамеченной. Полные тексты, как сами видите, доступны на сайте премии. Очень удобно.
Правда, мне все-таки трудно читать большие объемы с экрана. Я посмотрела текст Аллы Марченко, но осилила разве что треть. Хотя дело тут не в этом. Сколько можно писать про Ахматову и опять про Ахматову? Не было больше в России в ХХ веке пишущих женщин? Не было умных пишущих женщин? Не было умных пишущих женщин с интересной личной жизнью? Или женщин, через судьбу которых можно небанально показать судьбу страны и поколения? Почему я не знаю, например, настоящих книг про Веру Панову или Фриду Вигдорову, Агнию Барто или Александру Бруштейн («Дорога уходит вдаль«)? Ах, масштаб не тот… То есть, писать лучше про тех, кого официально признали типа «великими»? И желательно, чтобы не только на родине.
Вот еще про чтение с экрана. На этой неделе все горевали по поводу предстоящего закрытия бумажной версии журнала «Компьютерра». Казалось бы — ну и что? Тем более, онлайн-версия никуда не делась. Но вот один из опечаленных, среди прочих аргументов в пользу журнала на бумаге, приводит такой. «Всякая психофизика в виде запаха, цвета, дизайна, качества верстки, сорта бумаги и т.п. Плюс ритуальность процесса. Сегодня бумажный журнал — выпадение из обыденности сети в другое измерение с немного другими ценностями». Понимаете, да? Чтение в сети, чтение с экрана — это обыденность, рутина. Чтение «бумажное» — почти роскошь. И процесс, который пробуждает сразу разные человеческие чувства, запускает обленившиеся тонкие внутренние механизмы. По крайней мере, многим так кажется.
Метки: книги, книжные премии, чтение
12 декабря, 2009 в 15:44
Что ни говори, но читать «.надо с бумаги». Совсем другое ощущение.
14 декабря, 2009 в 17:34
Помню, читала я какой-то премиальный роман с экрана. От начала и до конца. Чтение это было сильно по диагонали…