Белинка в Челябинске
Вчера открылась выставка «Евгений Малахин/Старик Букашкин. Пространства общения», которую я делала для челябинской галереи «OkNo».
В галерее два небольших зала. В одном — история разных типов книг:
Вот досочки, подвешенные почти как на шатре «Картинника» конца 1980-х годов; на экране телевизора показываются старые документальные записи и фильм Светланы Абакумовой:
Здесь все, связанное с Букашкиным, — как на операционном столе, а рядом еще заботливо поставлены канопы. Но, надеюсь, знакомство с героем состоится.
Предполагалось, что выставка расскажет главным образом об искусстве и эпохе 1990-х, но задним числом я понимаю, что она больше о 2000-х, и возможна такая, как есть, только сейчас.
Сам Челябинск в этот раз встретил большей суетой, чем обычно, и распространением новых безумных идей в области скульптуры. Так, вчера памятник Седому Уралу с помощью альпинистов «примерял» кафтан и шапку: сшит он пока из какой-то простенькой ткани в цветочек, но портные заготовили уже бархат на красную шубу. В районе областной библиотеки разместился этот надувной гуманоид, и некоторые прохожие трогают его стопы:
Творческое объединение «Куда бегут собаки» пару лет назад хотело надеть вязанную из разноцветной шерсти варежку на памятник добровольцам Уральского танкового корпуса у железнодорожного вокзала, тот, о встрече у которого говорят «под варежкой». Не вышло. Если до нас дойдет челябинская мода, то давайте одевать нашего Человека-Невидимку в костюм Голого Короля?
15 декабря, 2009 в 23:26
одежда для памятников — это любимая забава градоначальников, которая мне лично видится трогательным продолжением игры в куклы. два примера, Марина, специально для вас. кажется, в устных беседах я не рассказывала о Долгоруком и Горьком? ну, если говорила — сошлюсь на свои мозги в симпатичных таких дырах и попрошу прощения. в прошлом году — уверена, в этом тоже сие случится — памятник Юрию на Тверской одели в костюм санты — с рукавицами, курткой и колпаком (именно колпаком, а не дедморозовой шапкой). так он и проходил, проскакал в нем до весны. смотрелось это весело и напоминало каждому о том, что нужно закупаться едой и подарками в обе руки — и не важно, что праздник отшуршал, в смысле — отгремел и оттанцевал. а в городе Ревде есть литературный сквер, в котором стоит памятник Горкому. выглядит он так: писательское богатое кресло, облокотясь на него стоит Максим-Алексей и думает. пьедестала у Горкого него нет. простой и серьезный парень встречает всех горожан с одинаковым задумчивым равнодушием. городские власти в какое-то лето почти каждую неделю красили костюм Горького — то в золотой цвет, то в зеленый, то в темный, то в синий. целый гардероб успели создать -пока не остановились на скучном прескучном серебристо-сером. я была за эту демонстрацию — хоть какое-то разнообразие и возможность самому понять какой все-таки цвет идет усатому писательскому лицу? мне кажется, зеленый.
15 декабря, 2009 в 23:33
Нет, не рассказывали; а какая правда — в этой покраске Горького, Максима-Алексея.
16 декабря, 2009 в 11:42
…и каждому бюсту в холле — головной убор и шарф : )
16 декабря, 2009 в 12:23
А на фасаде? Там холоднее.)))
Есть у нас в библиотеке, в одном из кабинетов, один такой бюст — Пушкина — с зеленым бантом. Но когда преднамерено ради народного развлечения временно, но каждый год, одевают монументальную скульптуру — это, по мне, интеллектуальное извращение. В идее варежки хоть какая-то осмысленная игра была.
16 декабря, 2009 в 13:32
марина, ну что вы за скучный человек, право слово! скульптурам хоть и монументальным — тоже хочется чего-то человеческого, а взрослым — не достает детской девичьей игры. и есть в этом простота и радость отношений — а не мертвое почитание гвоздиками или просто игнорирование. с чего вы взяли, что в варежке есть смысл, а во всех других манипуляциях его нет?
16 декабря, 2009 в 13:46
Смысл есть даже в канибализме.
И да, мне не весело, когда повсюду сверкают новогодние гирлянды и все, включая статуи, ходят или стоят в костюмах Деда Мороза. Очередь, наверное, за снеговиками.
16 декабря, 2009 в 14:48
так это ж совсем другой вопрос! меня тоже не веселит это гирляндо-дедморозовая реальность. просто одевать памятники можно и в другое время года — и не обязательно в какие-то такие «ролевые» костюмы. вообще хорошо бы делать памятники без одежды — и шить для них одежду отдельно. надо бы предложить меру проект.
16 декабря, 2009 в 15:05
Так Дега делал; а еще в Брюсселе несколько раз в месяц наряжают знаменитого Писающего мальчика, здесь есть расписание: http://www.brussels.be/artdet.cfm/4328 Традиции больше сотни лет.
16 декабря, 2009 в 15:16
видите, как чудесно. но у нас-то этой традиции нет.