Осипов М. Грех жаловаться
Кто такой Максим Осипов, объяснять, кажется, уже не нужно. После истории с Тарусской больницей и развернувшейся общественной кампании в поддержку ее врачей, ставших объектом нападок районной администрации, деятельность кардиолога и писателя привлекла к себе всеобщее внимание. В 2005 году врач Максим Осипов начал в Тарусе Калужской области эксперимент: он методично стал превращать захудалую земскую больницу в захудалом провинциальном городке в больницу современную, оснащённую качественным европейским оборудованием. Модернизация происходила до тех пор, пока в ход дела не вмешались местные власти…
В сентябре 2005 года Осипов создал благотворительное Общество помощи Тарусской больницы. В 2006 году на помощь ему приехал молодой кардиолог Артемий Охотин, и вместе они, как напишет позже Осипов, «так ловко справлялись, что больных стало не хватать». Общество закупало для Тарусской больницы современное оборудование и компьютеры, были отремонтированы и открыты терапевтическое и кардиологическое отделения, больница стала принимать жителей других городов, где своих больниц не было, радикально снизилась смертность.
Больница процветала… Но вот 8 февраля 2008 года по решению районного суда Тарусы ее деятельность была приостановлена за нарушение норм противопожарной безопасности. 3 марта глава администрации уволил главврача Тарусской больницы с поста на том основании, что она якобы не имела права открывать кардиологическое отделение якобы закрытой больницы.
4 марта в отношении группы сотрудников Тарусской больницы необоснованно возбудили уголовное дело. Начались бесконечные проверки… Уже год Осипов ведёт борьбу с самоуправством местных властей, которые очень активно тормозят её развитие, мешают внедрению новых технологий и снимают со своих мест самых профессиональных врачей.
Свои впечатления о жизни и работе в Тарусе Осипов обобщил в очерке «В родном краю» (см.»Знамя», № 5, 2007 год), который оказался настолько хорош, что его сравнивали с рассказами Чехова. в очерке Осипов не указал, в какой именно больнице он работает, а Тарусу назвал «небольшим городом N.», но эта нехитрая конспирация довольно быстро была раскрыта.
Читающая публика требовала продолжения, и оно последовало: перед вами новая книга Осипова, в которой он, собственно, и выразил своё отношение к происходящему: «Что же хорошего я вижу? Свободу помочь многим людям. Даже если помощь останется невоспринятой — дать возможность помощи. Отсутствие препятствий со стороны врачей, администрации». Критический подход и сатира являются основным оружием Осипова, у которого недостаточно полномочий, чтобы вмешаться в деятельность властей (бороться с отдельными очагами бесполезно — надо на корню менять весь государственный строй страны) и хотя бы сохранить всё то, что они разрушают.
Обличает Осипов не только верхи, но и простых смертных — вялотекущую повседневность, реальную действительность. Всё дело в том, что он не просто о ней пишет — он в ней работает. И слабые, пассивные люди, для которых дожить до шестидесяти — достижение, а «большего нам и не надо», являются причиной не только морального, но и физического вырождения и вымирания. Их жизнь пуста, ее единственное содержание — ежедневная борьба с алкоголем, которая ведется с переменным успехом, но в конце концов побеждает алкоголь. Не имеет смысла ждать от больных понимания, благодарности или хотя бы помощи в деле спасения их же собственных жизней. Скорее наоборот: Простой человек согласен помереть и в пятьдесят пять (дотянул до пенсии — жизнь удалась!), да и чего бы не помереть от такой-то жизни, а злокозненный доктор старается ему в этом помешать. Какая уж тут благодарность.
Герой одного чеховского рассказа в конце концов отчаивается найти общий язык с народом, которому хочет служить, и уезжает в Москву; булгаковский молодой врач от той же безысходности становится морфинистом. А Максим Осипов делает дело, приносит несомненную пользу и не устает повторять: грех жаловаться. Никогда не было у меня такой интересной работы. Я счастлив работать в городе N.
Осипов М. Грех жаловаться. — М.: АСТ: Астрель: CORPUS, 2009. — 255 c.
С 2296699-КХ
Метки: художественная литература
20 декабря, 2009 в 23:44
Почему же для оформления обложки использовалась репродукция картины Кирхнера, мастера по части картин об унынии, в конце концов покончившего с собой?
21 декабря, 2009 в 13:08
Марина, прочтите книгу…там мало весёлого.