Классические тексты: вивисекция для школьников

19 февраля, 2008 Рубрики: Книжные истории Автор: Написать автору

С начала февраля 2008 года слушатели биологических курсов некоторых российских университетов могут не проводить опытов с живыми животными, изучая физиологию по компьютерным моделям и программам. Как я понимаю, этого добивались прежде всего студенты. Такое изменение методик преподавания оценивается по-разному, в том числе скептически: «Можно ли изучать биологию по книжкам и муляжам?» — спрашивает анонимный автор на сайте «Известия науки».

Это событие отсылает к очень разнообразным книгам: и исследованиям методологии и функций науки, того, что такое вообще научное знание, и к множеству книг по зоологическим исследованиям и экспериментам, и к книгам по этике.
В 2006 году в библиотеке работала выставка «Библиотека животных», тематизировавшая в том числе проблематику взаимоотношений человека и животного и восприятия животного. На ней был раздел с книгами по опытничеству и работе с живыми животными в школе, по которому я делала небольшой обзор.
Современные биологические музеи стремятся создавать контактные комнаты: там можно примерить панцирь черепахи, потрогать препарат из кожи слона, рассмотреть плоды растений. В таких комнатах, как и в экспозициях, много препаратов таксидермических. Изучение мира столетиями предполагало некоторое насилие над миром. Насколько образование должно исключать это насилие, передавая только схемы, кем-то полученный опыт? Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева провел года полтора назад конференцию по таксидермии, и там говорили, например, о том, что посетители музеев часто не представляют реальных размеров зверей (даже практически: сколько шкурок требуется на шубу, сколько соболей, песцов, лисиц?), что биологические знания современного школьника скудны. С одной стороны, наши знания очень многообразны: мы преставляем, как выглядят львы, носороги, коалы, но, с другой стороны, — представляем по картинкам, видеофильмам и т. п.
Поэтому сейчас хотела бы представить книги об опытах с животными середины прошлого века (не только вивисекция, но и «оживление мухи», поимка и изучение крота, гипноз собаки, обмер колхозного поросенка) списком — этаким памятником школьным нравам прошлого (в скобках — инвентарный номер книги в нашей библиотеке):

1. Винниченко, П. Ф. Лабораторные занятия и внеклассные работы по зоологии. Пособие для учителя / П. Ф. Винниченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Л. : Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1957. – 188 с. : ил. – Библиография: С. 186. (813616-КХ)
2. Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно-опытном участке : сборник / под ред. Н. М. Верзилина ; Академия педагогических наук РСФСР, Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики. – М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. – 244 с. : ил. – Библиогр. к разделам. (Педагогическая библиотека учителя). (566729-КХ)
3. Герд, С. В. Живые животные в школе. Опыты и наблюдения по зоологии в VI и VII классах : пособие для учителя / С. В. Герд. – 3-е изд., перераб. — Л.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, 1954. – 368 с. : ил. (684183-КХ)
4. Герд, С. В. Опыты и наблюдения над живыми животными в школе. Пособие для учителей средней школы / С. В. Герд. — Л. : Гос. учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР. Ленинградское отделение, 1941. – 192 с. : ил. (314871-КХ)
5. Джоокаев, Дж. Сельскохозяйственное опытничество учащихся по курсу зоологии / Дж. Джоокаев ; Киргизский научно-исследовательский институт педагогики. – Фрунзе : Мектеп, 1967. – 80 с. : ил., табл. – Библиогр. : С. 77 – 78. (С1301731-КХ)
6. Зверев, И. Д. Изучение рефлекторной деятельности животных. Из опыта работы учителя / И. Д. Зверев. – Л. : Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, 1956. – 119 с. : ил. (С788649-КХ)
7. Михеев, А. В. Натуралистическая работа по зоологии в летних пионерских лагерях / А. В. Михеев. – 2-е изд. – М. : Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958. – 184 с. : ил. – Библиогр. : С. 179 – 180. (880838-КХ)
8. Никольский, А. М. Занимательная зоология / А. М. Никольский ; худож. Ю. Д. Скалдин. – 3-е изд. – Л. : Кооперативное изд-во «Время», 1929. – 192 с. : ил. (С45228-ДХ)
9. Павлович, С. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии / С. А. Павлович. – Л. : Гос. изд-во детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1961. – 136 с. : ил. – Библиогр. : С. 132 – 133. — (Библиотечка пионера «Знай и умей»). (1034610-КХ)
10. Павлович, С. Самодельные пособия по ботанике и зоологии / С. А. Павлович. – Л. : Гос. изд-во детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1954. – 120 с. : ил. – (В помощь самодеятельности пионеров и школьников). (664572-КХ)
11. Панкратов, М. А. Методика выработки условных рефлексов у животных в уголках живой природы школ / М. А. Панкратов. _ М. : Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1961. — 72 с. : ил., табл. — Библиогр. : С. 71. (С1053489-КХ)
12. Попов, Л. Юный зоолог / Л. Попов ; худож. Н. Лямин ; обложка Г. Завьяловой. – Л. : Изд-во ЦК ВЛКСМ Молодая гвардия, 1952. – 80 с. : ил. (601058-КХ)
13. Рыков, Н. А. Внеклассная работа по зоологии. Вып. II. / Н. А. Рыков ; под ред. Н. М. Верзилина ; Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, Факультет естествознания. — Л. : [б. и.], 1940. — 132 с. : ил. (С305202-ДХ)
14. Рыков, Н. А. Сбор раздаточного материала силами учителя зоологии / Н. А. Рыков ; Ленинградский городской институт учовершенствования учителей, Факультет естествознания. – Л. : [б. и.], 1949. – 20 с. (М424580-КХ)
15. Шалаев, В. Ф. Взаимосвязь уроков зоологии с практическими работами учащихся по кролиководству / В. Ф. Шалаев, Е. Д. Гоголева, С. А. Кивотов ; Академия педагогических наук РСФСР, Институт общего и политехнического образования. – М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – 56 с. – Библиогр. : С. 54. – (Педагогическая библиотека учителя). (С1045445-ДХ)
16. Шалаев, В. Ф. Связь теории с практикой в школьном курсе зоологии / В. Ф. Шалаев ; Академия педагогических наук РСФСР, Институт методов обучения. – М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 252 с. – Библиогр. : С. 346 – 349. (939948-КХ)
17. Яхонтов, А. А. Школьная экскурсия в животноводческое хозяйство. По теме «Сельскохозяйственные животные». Методическое пособие для учителей-биологов средней школы / А. А. Яхонтов ; Академия педагогических наук РСФСР, Институт методов обучения. – 2-е изд., доп. – М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 64 с. : ил. – Библиогр. : С. 61 – 62. – (Политехническое обучение в школе). (С861709-ДХ)

6 комментариев к заметке 'Классические тексты: вивисекция для школьников'

  1. yuki пишет,

    27 февраля, 2008 в 16:24

    Я слышала много положительных рекомендаций о книге Шалаева. Но, к сожалению. нигде не могу ее найти. вы не подскажи в каком интернет магазине ее можно приобрести? Спасибо большое.

  2. Marina пишет,

    28 февраля, 2008 в 0:45

    Здравствуйте!
    Какую конкретно книгу Вы ищите: из представленного списка, «Методику преподавания зоологии» или учебник по зоологии?

  3. Lana пишет,

    4 марта, 2008 в 18:14

    Дааа… Вопрос неоднозначный.
    Образование и реальное представление о животных — это очень важно. Но с другой стороны, опыты над животными — это звучит очень неприятно! И ладно, если это будет гипноз собаки и обмер поросенка. Это еще цветочки. А то, если вспомнить школу, практически каждый в нашем классе ненавидел Павлова за его издевательства над собаками.

  4. yuki пишет,

    4 марта, 2008 в 18:20

    Спасибо за ответ!
    Уже не актуально — все нашла 🙂

  5. Гарик пишет,

    27 марта, 2008 в 17:36

    На мой взгляд, вполне гуманное решение

  6. Dog пишет,

    21 мая, 2010 в 2:04

    Господа, экспериментируйте на своих детях! И знаний прибавится сразу, и узнаете, как оно — приятно или нет.