Рэнд А. Источник
Мало кому известно, что американская писательница и философ Айн Рэнд родом из России. Родилась она в 1905 году в Санкт-Петербурге и была наречена Алисой Розенбаум, своё же второе имя она получила десятилетия спустя, когда в возрасте 20-ти лет уехала покорять Америку и заимствовала псевдоним у производителей своей печатной машинки «Ремингтон Рэнд», которую взяла с собой.
Сегодня Айн Рэнд — широко популярная в мире писательница, известная также как создательница философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей. Преклонение перед образом жизни и философией этой женщины было продемонстрировано на церемонии ее похорон в 1982 году в Нью-Йорке, где цветами было выложено гигантское изображение знака доллара в качестве символа обожествления ею капиталистического образа жизни. Даже будучи при смерти, Айн Рэнд упорно настаивала на том, что «рациональный эгоизм» — единственная верная метафизическая система, к которой стоит стремиться. Айн Рэнд оказала огромное влияние на американскую политическую систему, ученых, философов и величайших личностей мира свободного предпринимательства. Ее влияние проявлялось через ее книги, представляющие мужчину как «идеал человека» и анализирующие человека как «рациональную сущность».
Русского человека с детства приучали, что благополучие общины, отечества, государства, народа и ещё чего-то подобного неизмеримо важнее его личного благополучия, что добиваться личного счастья, не считаясь с интересами некоего коллектива, значит быть эгоистом. Айн Рэнд категорически отвергает приоритет чьих бы то ни было интересов над интересами личности.
Говард Рорк, главный герой романа «Источник», видит своё личное благополучие в любимой работе и в том, чтобы делать её так, как он считает нужным. Он архитектор. Он предлагает проекты домов, но общество не принимает их. Общество требует традиционных решений. Однако Рорк не поддаётся общему течению и, усложняя себе личную жизнь, борется за право на творчество.
Говард Рорк — эгоист высшей пробы. Люди в его жизни играют второстепенную роль. Личное счатье и благополучие он находит в самом процессе созидания. Не во имя кого-то и чего-то, а только во имя себя! Таким образом, эго личности, по мысли автора, — это не только смысл чьей-то отдельной жизни, но и источник прогресса человечества.
Идеи Рэнд во многом спорны и противоречивы. Но и сама она была похожа на своих героев. Никто не говорил о Рэнд с безразличием. Совершенное воплощение духа свободного предпринимательства, которое она проповедовала, бросало вызов традициям двух с половиной тысяч лет и постоянно вызывало неудовольствие большинства религий, политических систем и экономических догм. Рэнд была догматична в своей вере в свободу человека идти на риск и стояла в первых рядах тех, кто выбирал риск, чтобы изменить существующее положение вещей. По ее собственным словам, она сама является «этой концепцией мужчины как героического существа, нравственная цель жизни которого — его собственное счастье, плодотворное достижение — результат его самой благородной деятельности, а разум — его единственное божество».
Рэнд А. Источник : в 2 кн. / Айн Рэнд; Перс с англ. — Кн. 1. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 452 с.
84 (3)
Р964 2297545-КХ(А)
Рэнд А. Источник : в 2 кн. / Айн Рэнд; Пер. с англ. — Кн. 2. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 350 с.
84(3)
Р964 2297546-КХ(А)
Метки: художественная литература
24 января, 2010 в 17:41
Очень условно эту книгу можно назвать художественной литературой, это скорее иллюстрация на тему философских идей Алисы Розембаум на тему умной и сильной личности. Популярность Эйн Ранд в США определяется не художественной ценностью ее книг, а горяче защищаемой идеей экономики свободного капитализма, которую двигают такие сильные и высоконравственные люди.
Здесь нет никакой «достоевщины», все положительные герои — высокие и красивые честные капиталисты, все отрицательные герои — низкорослые лживые коммунисты. Это касается не только этой книги, а вообще всех трудов Эйн Ранд. Учитывая, что на ее глазах большевики отобрали у ее отца аптеку, было бы странно ожидать другой литературы.
Забавно, что книга издается на русском языке именно сейчас, когда экономический кризис пошатнул веру в свободный капитализм даже у ее ярых сторонников. В США бессрочно отложили экранизацию основного про-капиталистического романа писательницы «Атлант расправил плечи».
31 января, 2010 в 12:51
Кирилл, спасибо за содержательный комментарий. Заходите к нам на страничку почаще! Нам очень нужны такие аналитические отзывы!))