О временах и вкусах

27 февраля, 2008 Рубрики: Чтение на эту неделю Автор: Написать автору

Если вы видите книжку с названием «О вкусах спорят», даже не сомневайтесь: это из 60-х. Очень любили они спорить о вкусах, о том, что красиво-некрасиво, хорошо-плохо. «Плохой вкус» в ту эпоху —  категория не эстетическая, а этическая, часть такого явления, как «мещанство»,  а мещанство тогда искореняли нещадно. Даже если вам и не пришлось пожить в 60-е, вы, наверное, немножко представляете этих слоников, эти коврики и другие предметы гонений. Времена изменились, слоники и котята вызывают умиление, объектом иронии стала уже борьба с мещанством, а сам мещанин (с его стремлением, чтобы «всё в дом» и чтобы «у детей всё было») обернулся добропорядочным обывателем. Сочетание «хороший вкус» вызывает в памяти разве что мясную продукцию. Нет никакого абстрактного Хорошего Вкуса, есть много разных вкусов, как нет хороших  и плохих книг — каждому, знаете ли, своё.  Вот, например, эти старые книжки о воспитании хорошего вкуса, отношениях полов и сложных моральных дилеммах, — они почти все очень плохие. Но очень милые! Чаще всего их писали женщины-журналистки, и выдержаны они в жанре такой задушевной беседы. Вдруг откуда-то появилось в русском языке местоимение «ты»: «Письма к тебе» или «Что несешь ты людям?». Особенно я люблю рассказы о сбившихся с пути девушках, в которых сама ситуация грехопадения обозначается традиционной фразой: «Она плохо помнит, что было потом». Или вот еще о тех, кто бездумно следует «культу Ремарка»: «Невдомек им, что если бы перед ремарковскими тремя товарищами была открыта такая полноценная жизнь, какой живет наша молодежь, вряд ли топили бы они горе в кальвадосе» (Мончадская Н., Розанова Е. Любовь и подделка. — М.: Мол. гвардия, 1965). Хорошо, правда?

Еще я почитала книжку об эстетике быта, 1963-го года (Финицкая З. Люди и вещи. — М.: Искусство). Почитала  и не нашла там практически ничего специфически советского, ничего, что противоречило бы моим — и я бы даже решилась сказать «общепринятым» — представлениям о хорошем вкусе.  Одеваться уместно и не приходить в белом свитере крупной вязки на премьеру в Большой театр. Не увешивать себя побрякушками. Хороши те цветовые сочетания, которые встречаются в природе. Конаковский фаянс или изделия Хохломы — это достойно, а хрустальная ваза — нет, не очень. Хороший вкус — это «нарочито суровое эстонское серебро» и чешская («чехословацкая») стеклянная бижутерия, украшения из агата, но не золото… Попадаешь в какой-то другой мир, и более замкнутый, и более обширный. Мир, где еще есть Львов и Опошня — «Афины украинской керамики», есть Ялта, откуда везут и везут эти невыносимые  сувениры «Память о Крыме». «При взгляде на эстонское серебро вспоминаешь и небо Прибалтики, то хмурое, серое, то особенно радостно-голубое после рассеявшихся низких туч, ее море…» Ничего  особенного, обычные словесные штампы, но и впрямь вспоминаешь. А какие трогательные названия  у коллекций Общесоюзного Дома моделей: «Сегодня у меня дома уборка» или «В воскресенье мы едем за город». Вот автор на цветочной выставке. Название букета: «Ведь мне шестнадцать только лет».  Шестнадцатилетняя девушка, как зачарованная, бродит от одного букета к другому, «чему-то про себя чуть заметно улыбаясь». И думаешь — как же немного было у них ярких впечатлений и как полно они умели проживать каждое.

Сейчас, повторюсь, совсем другие времена. Наша проблема — скорее избыток впечатлений и необходимость как-то их сортировать.  Можно любить «плохую» музыку  и скучать на «хорошем» фильме. Любимая картина Кати Метелицы — «клеенка с лебедями», которую она каждую осень порывается перевезти с дачи в город, но ее каждый раз останавливают: а как же неокрепший детский вкус? «Ну, я не знаю. Я вот, можно сказать, выросла в Музее им.Пушкина — а что толку? Все равно дачная клеенка с лебедями мне дороже всего. Она ни что не претендует, знаете ли, — тем и прекрасна» (Лбюовь. — М.: Этерна, 2007). Представления о красивом у нас с вами расширились и раздробились невероятно. Но и представления о некрасивом — тоже. И то, и другое может быть сколь угодно причудливым и у каждого своим. Мы не говорим «это мещанство», но мы нашли десятки определений, обозначающих примерно то же самое. Или вот еще одно типично русское слово. В замечательной, веселой  и умной книжке Кати Метелицы, где, казалось бы, всё можно и всё становится предметом шуток, эссе «Пошлость»  включает 32 пункта и далеко не завершено. «5. Сокращение P.S., а также P.P.S. и так далее, но особенно — ЗЫ, как это любят любители общения в Интернете. Гаже этого только значок # вместо №. И еще, конечно, компьютерные смайлики в любом тексте — если ими пользуются люди старше 11 лет. 6. Когда говорят «скинь мне на мыло» и «свяжемся по аське». 7. Когда с упоением употребляет профессиональный сленг…11. Когда в туфли поддевают подследники мутно-телесного цвета…28.Золотые сережки с камушками…31.Большая часть поздравительных открыток: они буквально вводят в ступор» . И не говорите мне, что это только игра. И что детство в Музее им.Пушкина здесь совершенно ни при чем. И что это не жестко нормативный, но мягко сформулированный свод  правил хорошего тона — для своих и для тех, кто хочет быть своим в этом кругу.  Хотя книжка всё равно очень славная. А вы что думаете? Есть у вас бесспорные признаки хорошего вкуса и вкуса плохого? И насколько это для вас важно?

Метки: ,

7 комментариев к заметке 'О временах и вкусах'

  1. Туу-тикки пишет,

    3 марта, 2008 в 15:03

    Говорят, о вкусах не спорят… Но, наверно, все равно у каждого человека могут быть его собственные представления о приятном и неприятном. И всегда они будут индивидуальны и субъективны.
    Определиться с плохим вкусом оказалось легче, чем с хорошим.
    Сейчас для меня плохой вкус — юмористические программы на нашем телевидении (от «Аншлага» до Comedy Club) и все их побочные продукты: фильмы, концерты…и.т.д.
    Наверно, сюда бы я добавила радио «Шансон», многочисленные глянцевые журналы и Дарью Донцову… как-то так.

  2. Марина пишет,

    3 марта, 2008 в 22:29

    Я всегда различаю для себя хорошее и плохое искусство, не стремясь выяснить, хорош объективно или плох мой вкус. Думаю, проводить такое различие необходимо, как понимать, что для тебя ценно, что — нет.
    Для меня примеры дурного вкуса многочисленны в повседневной жизни: отделочные материалы, что используются екатеринбургскими строителями для фасадов, квартир, общественных пространств (синяя и коричневая стеклянная плитка, пластиковые стеклопакеты и цветы в пластиковых горшках на пластиковых подоконниках, невнятно организованные пространства, не к месту висящие плакаты и картины, шторы, оборки, потолки из гипсокартона), а потом еще книжные обложки, сумки и т. п. Предметный мир переполнен плохими вещами.
    С другой стороны, я вот не люблю ткани в горошек, что не мешает иногда заглянуть в шкаф и найти какую-нибудь вещь: горошек особенно крупный, цвета особенно дикие, но отнюдь не инопланетяне забыли ее в этом шкафу, а я. Приходиться мириться с собой.

  3. Катерина пишет,

    3 марта, 2008 в 22:38

    Нуууу… заступлюсь за глянцевые журналы. Не за все, а за некоторые, l’Officiel в частности. Это журнал, в котором даже реклама представляет собой произведение искусства.
    1.Мне кажется, вкус бывает врожденным, а может быть и приобретенным. Как за деньги, так и с годами.
    2. Об одежде. Главное выглядеть соответственно возрасту, положению и окружающей среде. Никто не будет спорить, что на 40-летней даме, какие бы прекрасные у нее не были ноги, микроюбка выглядит ужасно вызывающе, в то время как на 17 девчонке — просто замечатльно.
    Джинсы стали неотъемлемой частью нашего гардероба, но в театр в джинсах я лично не пойду, хотя не стану осуждать за это других.
    3. О книгах. Тут уж действительно спорить бесполезно. Любая книга имеет право быть прочитанной. Даже детективы Донцовой, кстати, они оченьпомогают, когда нужно отвлечь мозги на час-полтора. Закрыл книжку — и забыл о чем читал.
    4. О мещанстве. Я обожаю слоников, герань и вышитые или вязаные салфеточки, а так же миленькие фарфоровые безделушки и прикольные мелочи. Конечно, на полках из стекла и хромироанного металла они будут выглядеть очень дико (но забавно), а вот на бабушкином деревянном комоде им самое уютное место.

  4. Туу-тикки пишет,

    4 марта, 2008 в 15:04

    Действительно, спорить о вкусах бесполезно, но интересно :-)))

  5. Marina пишет,

    6 марта, 2008 в 2:10

    Конечно, не каждый сумеет написать так, как Дарья Донцова. Возможно даже, на своей территории ее тексты — образчик хорошего вкуса.
    Не каждый глянцевый журнал годится с рождения только на макулатуру.
    Но имеют ли право каждая книга и каждый журнал претендовать на время читателей? Требовать на свое производство тонны бумаги и краски и времени и сил своих авторов? И усилий библиотекарей по заботливому складированию и охране?
    Ранее для почитателя Пруста любовь к детективным романчикам была игрой, экстравагантным жестом, возможностью преступить границы, в том числе жесткие требования вкуса и культуры. Но заветной была территория с Прустом, Гомером и т. п., территория хорошего вкуса, как его понимала в ту или иную эпоху культурная элита. Теперь же читатель получает не просто право на чтение того, что ему хочется и нравится, но право игнорировать ценности элиты как таковые. Он читает только комиксы о Супермене и не читает, к примеру, Набокова (и всех остальных, на него похожих и непохожих), и не желает ничего знать о Набокове. И книги последнего — уже заповедная территория.
    Хотя это мое представление, вероятно, очень упрощенное и консервативное. Но я чувствую, что сама все больше отдаю предпочтение чтению разной ерунды, текстов-справок на скорую руку, а любимые научные журналы остаются непрочитанными, как и множество прекрасных романов. «Отдых мозгов» затягивается.
    В ситуации равноправия вкусов комфортно живется — она снимает многие конфликты между людьми, но для культуры исчезновение идеалов неплодотворно и оборачивается новыми конфликтами. При этом никто ведь не отказывается от споров о вкусах. Если кто-то не спорит о вкусах в области сериалов и книг — смотри и читай, что вздумается, — это еще не отказ от споров по поводу вкусов в одежде, не отказ от оценочных суждений, основанных на личных предпочтениях. И тогда вдруг окажется, что гнобить за вкусы в искусстве — недопустимо, но осуждать за ношение немодного платья — всеобщее увлечение. Думаю, примерно этим и занимаются журналы о стиле жизни и моде.
    Реклама может быть качественным, даже эстетически ценным продуктом, соответствовать нормам хорошего вкуса, но не становится от этого произведением искусства. Если говорить о потреблении разной печатной продукции с картинками, само абсолютное предпочтение журналов мод журналам об искусстве или о физике твердого тела, когда ничего кроме журнала «Лиза» не читается — проявление дурного вкуса читателя. В других областях (одежда, пространство, поведение, музыка и т. п.) этот нерадивый читатель может обладать безупречным вкусом.
    Этим, видимо, объясняется существование дряных, безвкусных изданий хороших текстов, возможность плохих обложек и книжных макетов.

  6. Филифьонка пишет,

    6 марта, 2008 в 11:31

    Сейчас канун праздника 8 марта…
    С прилавок цветочно-парфюмерно-конфетных полок сметается абсолютно все…
    Мне кажутся безвкусными огромные яркие открытки (обычно с цветами) «С праздником», «С юбилеем», «Моей дорогой»….и так далее
    А особенно отвратительны они тогда, когда внутри есть текст, обычно это какой-нибудь стих.

    Согласна, что основную массу граждан они выручают в канун праздника, но мне они кажутся ужасными.

  7. Mvladi пишет,

    6 марта, 2008 в 16:43

    Мне кажется, что о вкусах не спорят только в одном случае, если хороший вкус, если дурной, то спорят и даже очень. Другое дело, что очень трудно доказать и убедить, например, что вредно издавать огромными тиражами то, что чтению не подлежит (донцовых), потому что у народа вкус портится основательно и после такого чтения ничего другого читать не хочется. Поэтому замечательно, что на сайте Белинки появился блог, где пишут о книгах люди с хорошим вкусом.