К дню рождения Эптона Синклера
Синклер, Э. Деньги пишут! Этюд о влиянии экономики на литературу / Эптон Синклер ; перевод с англ. Б. Я. Жуховецкого ; предисл. и прим. С. С. Динамова ; монтаж обложки Э. Гутнова. – М.-Л. : Гос. изд-во, 1928. — 296 с. (С252928-КХ)
20 сентября 1878 года родился писатель Эптон Синклер, один из самых известных писателей-социалистов. В этом году он юбиляр. В Стране Советов в 1920-е годы его много переводили и издавали, в том числе его публицистические тексты. «Деньги пишут! Этюд о влиянии экономики на литературу» — сочинение 1927 года из цикла книг, исследовавших системы американского образования, искусства, журналистики, литературы. Точнее было бы сказать — писательского труда и читательских реакций. Писательство и чтение рассматриваются функционально, и выбор Синклер предлагает делать между воспеванием капитализма и смирения и социально ответственной, социалистической литературой.
На полках библиотек — книги разнообразных рекордов. У Синклера: «… для того чтобы понять людей с луженым желудком, способных съесть двенадцать дюжин устриц и 49 блинов в один прием, — надо сначала почувствовать и понять, что значит быть ничем в капиталистическом обществе, быть ничтожным атомом в презренной массе, ездить в переполненном трамвае на место монотонной работы, терпеть издевательство придирчивого мастера, носить обтрепанное платье, есть дрянную пищу, спать в передней и должать за квартиру». (С. 39).
Вот о политике издательств: «Материал у них стандартизирован, как таблетки соды, оригинальность для них «табу», новые идеи считаются предательством, социальные симпатии – преступлением, и единственной добродетелью человека признается – производить все большее и большее количество материальных благ». (С. 105).
Пишет он и о привлекательности писательства, и о том, как управлять читателями, и о корысти и трусости большинства литераторов, и о цензуре, политической, но все больше «во благо морали». А вот о магистральных сюжетах классической русской литературы: «Русским только и оставалось пить и сходиться с проститутками…» (С. 59). Текст вырастает из среды и политики, есть реакция на среду и политику, результат компромиссов с реальностью, а должен быть — оружием в борьбе за лучшее мироустройство, трибуной рабочих и бедных. Неудивительно, что писатель с такими взглядами, Синклер почти не перечитывается и известен современной публике больше по кинофильмам. Высказанные им идеи стали, кажется, уже общим местом, но мир, к сожалению, не изменился.
Теперь и в «литературе и журналистике» бывшей Страны Советов, как в Америке 1920-х:
«Здесь мы касаемся самого существенного для Америки: миллион богачей в нашей стране занимается тем, что придумывает новые способы для демонстрирования своего богатства, а 120 миллионов бедняков восхищаются подвигами этих богачей. … теперь богачи оказались достаточно тщеславными, чтобы придумать такие вещи, как «воскресные приложения», иллюстрированные журналы, «дешевые библиотеки», позволяющие беднякам воображением участвовать в жизни богачей». (С. 33 — 34).