Про Чехова
На днях был случай поговорить про Чехова. Каждый второй начинал словами: «Чехова я не люблю». Некоторые не поскупились на объяснения, почему он им так не мил. Правда, причины были всё больше скучные, житейские: обижал приятеля-художника, плохо вёл себя с девушками. Не знаю, мелко как-то. Глупо не любить Чехова за то, за что можно не любить других, гораздо менее талантливых мужчин, правда? И пусть сама я тоже начала с признания в нелюбви к Чехову, но в конце мероприятия мне уже хотелось его защитить и — как знать? — может быть, пересмотреть своё отношение. Скажу сразу — не получилось.
Я даже его перечитала. Мне и сегодня скорее нравится «Черный монах» (я вообще ценю такого Чехова и жалею, что он мало написал страшного). Меня трогает «Степь», хотя какая-то она всё равно неорганичная для этого автора. Ненастоящий это Чехов. А настоящий — «Попрыгунья», «Ариадна», «Ионыч» и прочее про современную ему пошлую действительность. Или вот еще «Володя большой и Володя маленький». Давно мне не было настолько гадко после чтения такого бесспорно талантливого художественного произведения. Скажете — именно этого результата Чехов и добивался? Чтобы было гадко, чтобы каждый задумался, захотел изменить свою жизнь и т.д. Так ведь по факту прочтения понимаешь только то, что ничего не изменить. Так и будешь барахтаться в отведенной тебе лужице. На все твои благие порывы и попытки осмысления всегда найдётся кто-то, кто скажет тебе по-доброму: «Отчего это вам так вдруг науки захотелось? А, может, хотите конституции? Или, может, севрюжины с хреном?» Сам Антон Павлович при этом будет сидеть в кресле неподалеку и с улыбкой всезнания высматривать, что же в тебе самое смешное — «новый удивительный капот сиреневого цвета» или такие неуместные в монашеской келье жалобы на невыносимые страдания.
Но, может быть, у вас по-другому? И вам удается, читая Чехова, быть по одну сторону с автором? Мне — нет. Мне не то чтобы жалко его жалких героев, грезящих какой-то невероятной жизнью лет через 50, сочиняющих никчемные романы, устраивающих истерики на ровном месте, толстеющих, стареющих, сдающихся. Я просто понимаю, что жалок и ничтожен будет любой, на кого посмотрят вот так. Чехов никому — ни человеку, ни вещи — не дает шанса сохранить достоинство. Сам же умудряется остаться весь в белом и в стерильных перчатках. И все-таки, будем справедливы: как человек доктор Чехов был лучше, чем можно предположить по его неподражаемой писательской манере. Не слишком любя людей, он всю жизнь им помогал, лечил и учил, построил три школы, обустроил два имения. И даже если бы от писателя Чехова остался только один тот рассказ, в котором мужчина, расставшись с любимой женщиной навсегда, садится в соседнем пустом купе и плачет… Даже одно это, по-моему, должно бы удерживать от поспешных умозаключений об общей «мерзопакостности» чеховской натуры.
17 февраля, 2010 в 22:32
Вот сейчас мне кажется, что Чехов — сродни Кафке. И тот, и другой не были удовлетворены своим положением, обществом, временем, своей жизнью в целом. Об этом и писали, тихо роптали, выражая свое недовольство. Понимали, что не способны ничего изменить. Да и менять, в общем, незачем, потому как люди, общество и время больны неизлечимо. Можно только зафиксировать историю болезни.
Мне кажется, Чехов был не злой и не желчный, может быть, иногда жестокий и циничный. Безусловно, он был тонко чувствующий, оттого казался сдержанным и суровым (интересно, что и Чехов, и Кафка не переносили излишней близости, ограждали себя и свой мир от физических и душевных контактов). И, конечно же, Чехов был удивительно привлекательным мужчиной — в молодости, до болезни, не опутанный еще бородой и пенсн. А красивый, я бы даже сказала, сексуальный, писатель на Руси — такая редкость!
Чехова я не то что люблю, а понимаю как человека и периодически влюбляюсь в него как в мужчину — неуловимого, непостоянного, ироничного, такого ранимого и сильного.
18 февраля, 2010 в 10:49
Яна, как нам не хватает Вас в наших разговорах о литературе! Вот и у Чехова в Вашем лице такой бы защитник был! Телемост с Прагой уже наверно надо организовывать!
22 февраля, 2010 в 15:16
Вспоминаются «Книги отражений» И.Анненского, эссе о Чехове, исследование отношения к его творчеству. Помните, «Чехов как фоногаф»? Почти сто лет прошло. Приблизились ли мы к творчесту Чехова, стали лучше понимать чего он добивался, с какой улыбкой?
«Какие все нервные… и сколько любви». Любовь к излюбленным рассказам при общей нелюбви.