Выставка «Ч\Б. Постграфика»
В Музее Букашкина в УрГУ до 25 марта работает выставка «Ч\Б. Постграфика». В прошлую субботу мне посчастливилось посмотреть ее в компании и с комментариями Евгения Стрелкова, ее куратора и автора ряда показываемых альбомов. Большую часть работ я видела прежде (как-никак первые выпуски «Ч/Б» экспонировались на выставках в Белинке, в нашей коллекции книги художника есть семь изданий), но по размышлении думаю, видела ли на самом деле или увидела только сейчас.
Истории о Вавилове, ялтинских рыбаках, волжских водохранилищах, об удивительных станках и создателях компьютерных вирусов, истории автобиографические и культурологические, одновременно визионерские и концептуалистские — все эти истории из альманахов «Ч/Б» требуют читателя-детектива. Читая вчера старые криминальные романы и размышляя о всех тех случаях, когда я становилась наблюдателем краж, драк и столкновения автомобилей (странно, как много всего происходит в жизни обыкновенных людей), то и дело в мыслях возвращалась к этой выставке, ее книгам. Их читатель должен быть детективом! Он не может целиком и полностью доверять ни зрению, ни памяти, ни обонянию. Какие-то книги рассказывают истории попроще и попонятнее, другие — более замысловаты. Но всегда они концентрировано представляют чей-то индивидуалистский взгляд на мир, полный допущений и неизвестных даже художнику причин. Чтобы такой графический клубок распутать, придется постараться.
Не так давно я дважды была очевидцем драк российского масштаба. На днях с трибуны «Уральца» во все глаза глядела на хоккеистов, сгрудившихся у скамейки «Салавата Юлаева», но без комментариев, выловленных товарищем из сети по мобильному телефону, никогда бы не поняла, что же случилось. Да и знаю ли сейчас?
Как не вспомнить последнюю церемонию вручения «Русского Букера». Сидя за столом с писателем N, я услышала грохот и пошутила, что, небось, это рухнуло тело писателя D. Потом N оставил меня и вернулся с новостями: D подрался с писателем V. Группка писателей и критиков в другом конце зала вполне походила на участников ярмарочного боксерского ринга — где-то вдали. Когда же я вернулась в Екатеринбург, удивительное дело, в газете прочла, что — оказывается! — писатель P врезал критику Z. Где я-то была?
Выходит, лучше один раз увидеть и раз двести переспросить. Перекрестный допрос, видеодокументация и медицинское освидетельствование — вот что порой нужно, чтобы стать свидетелем происшествия. Так и с некоторыми книгами, будь то Гомер или книга художника. Стоит ли удивляться, когда выставке или иной книге предпочитают телевизор и чипсы? Но если вы немного Рубенс и немного Пуаро, то смело идите смотреть «Ч/Б».
30 апреля, 2010 в 22:41
«читатель-детектив» — я подозревала об этой метафоре, но не смогла выразить) спасибо)
у меня очень схожие впечатления. когда первый раз послушала комментарии Евгения, глядя на картинки, то подумала, что я будто бы читать не умею или смотреть еще не научилась. картинки-лабиринты)
и вопрос: а почему «немного Рубенс»?
2 мая, 2010 в 13:56
Книга художника («Вокал кефали») вместе с ч/б графикой, музыкой, тексом мне запомнилась стихами, а автор представился не только художником, но и поэтом и философом.
«И музыка лилась,
и темы две текли, переплетясь:
legato недоступной (глазу)
жизни рыб
— staccato видимой,
но столь же недоступной (мозгу)
жизни человека»(Е.С.)
Тем было значительно больше. Читатель-детектив, читатель-художник, читатель-поэт и читатель (да здравствует читатель!) здесь нашел свое и ушел с массой впечатлений, мыслей, ощущений.
«В итоге:
с ощущением любви
и времени» (Е.С.)
6 мая, 2010 в 2:07
Рубенс — яркий художник барочной и любившей аллегории и загадки эпохи. Когда рассматриваемое очевидно, но не всегда понятно. Почему-то он вспомнился.