Взрослые проблемы детской литературы

4 апреля, 2010 Рубрики: Библиотечный мир Автор: Написать автору

Пока я только собираюсь хоть как-то осмыслить прошедшие в Белинке в последнее время конференции, кинопоказы и прочее, Нина Владимировна Барковская написала о семинаре по современной детской литературе:

«26 — 27 марта 2010 года в Екатеринбурге состоялся научно-практический семинар «Детская литература сегодня». Организатором семинара выступила кафедра современной русской литературы Уральского государственного педагогического университета при активной поддержке Уральского государственного университета им. А. М. Горького и Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского. Семинар стал составной частью исследовательского проекта «Современный литературный процесс: тенденции и авторские стратегии» в рамках НФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК № 02.740.11.5002). В обсуждении актуальных проблем детской литературы приняли участие ведущие специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, коллеги из Нижнего Тагила, екатеринбургские филологи. В обсуждении 18 прочитанных докладов участвовали студенты, учителя, библиотекари из различных городов Уральского региона.
Все участники отметили удачное соприсутствие в качестве «героев» семинара всех заинтересованных сторон: юных читателей (в качестве эпиграфа к семинару был показан документальный короткометражный фильм «Mono Лиза» режиссера Яны Конофальской, свои мультимедийные проекты по литературе представили ученики школ №№ 49 и 200 г. Екатеринбурга), литературоведов и авторов (кульминацией семинара стала творческая встреча с писателем Сергеем Георгиевым). Недостатком семинара следует признать отсутствие специалистов по методике преподавания литературы, что, отчасти, компенсировалось активными выступлениями учителей при обсуждении докладов.
Семинар сыграл роль своеобразного «навигатора» в мире современной детской литературы, и это один из важнейших позитивных итогов. С содержательным докладом о состоянии детской библиографии сегодня, о новых идеях и технологиях в этой сфере выступила Г. П. Гурбич, зав. информационно-библиографическим отделом Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. Она представила аннотации библиографических указателей и сайтов (сегодня 102 сайта детских библиотек дают рекомендательные списки для чтения), а также охарактеризовала писательские сайты (например, В. Крапивина) и сетевой ресурс «Лаборатория фантастики». В условиях, когда отсутствуют солидные, объемные библиографические издания, библиотеки берут на себя роль книжного гида, составляя «малую» и «исповедальную» библиографию («Книги твоего формата», «Витаминки для роста и др.), указатели создают и сами дети («Читай со мной: советы для тех, кто не любит читать»).
В докладах с большей или меньшей степенью подробности характеризовалось творчество целого ряда современных писателей: С. Георгиева, С. Козлова, Е. Клюева, Л. Горалик, А. Гиваргизова, О. Раина, О. Лукошина и др. Кроме того, доклад В. В. Химич (д.ф.н., проф. УрГУ), прекрасно раскрывший познавательное и эстетическое значение «морской» темы в творчестве Св. Сахарнова, показал необходимость переиздания ныне забытых, но таких нужных и замечательных книг.
Работа семинара концентрировалась вокруг нескольких проблемных блоков. Первый из них — «Детская литература в постсоветской реальности» — с неизбежностью был насыщен дискуссионными выступлениями (например, рассказ С. Г. Леонтьевой из Санкт-Петербурга о реинтерпретации образов пионеров-героев в мультфильме «Первый отряд», выполненном в стилистике анимэ). Острую реакцию присутствующих учителей вызвал доклад М. А. Черняк (д.ф.н., проф. РГПУ им. А. И. Герцена) «Школа как диагноз: опыт современной прозы», в котором на обширном материале (А. Варламов «Здравствуй, князь!», А. Иванов «Географ глобус пропил», Л. Георгиевская «Место для шага вперед», О. Лукошин «Ад и возможность разума», Е. Молданов «Трудный возраст» и др. повести) был проанализирован кризис жанра школьной повести, отсутствие положительного образа учителя, напоминающего, скорее, маргинала, ощущение распада связи поколений, когда опыт старших непонятен младшим. Тема была продолжена в докладе М. А. Литовской (д.ф.н., проф. УрГУ) «»Время всегда хорошее»: социальная психология для современного подростка». В докладе отмечалась нынешняя разбалансированность институтов социализации подростков, что приводит к отсутствию у детей четких представлений об этических нормах, трансляция базовых ценностей осуществляется через «легкое чтиво»: детективы, фэнтези, сентиментальная повесть для девочек и проч., в результате происходит подмена сложного упрощенным. Важная проблема современной детской литературы — исчезновение у детей навыка восприятия сложных произведений. Исследовательница из Санкт-Петербурга А. А. Сенькина продемонстрировала трансформацию (не в лучшую сторону) методик составления школьных хрестоматий для чтения. Дискуссию вызвал вопрос о корректности включения в хрестоматию фрагментов, вырванных из произведения, а также вопрос о допустимости включения в хрестоматии текстов современных авторов.
Второй блок докладов был посвящен парадоксам современной детской литературы, излюбленными жанрами которой стали «ужастики» и «смешарики». Анализу подверглись детские триллеры, иронические ужастики, страшные истории — те произведения, которые формируют массовую детскую субкультуру; в качестве примера серьезного исследования природы зла, проблемы нравственного выбора была охарактеризована сказка Л. Горалик «Агата возвращается домой» (в докладе нижнетагильского филолога А. В. Миронова). Два доклада коллег из Санкт-Петербурга и Москвы, К. А. Маслинского и И. Н. Арзамасцевой, продемонстрировали разные модусы комического в современной детской литературе: тяготение к сатире и пародии в книге Г. Остера «Ненаглядное пособие» и мудрое веселье в книге С. Георгиева «Запахи миндаля».
Доклады второго дня были посвящены вопросам поэтики детской литературы и особенностям ее бытования в культурном контексте. В частности, доклад Ю. В. Несыновой об эволюции сюжета о Золушке в XX-XXI вв. показал, что анализировать детскую литературу целесообразно в контексте социологических, психологических, гендерных проблем. Завершали работу семинара доклады, характеризующие поэтику современных драматических (пьесы С. Козлова), эпических (сказки Е. Клюева) и лирических (стихи А. Гиваргизова) произведений для детей.
При подведении итогов семинара было отмечено, что в современной детской литературе существует ряд кризисных явлений: тенденция к упрощению концептуальной и художественной составляющей произведений, ориентация юных читателей на образцы западной массовой литературы (наподобие «Английских роз» Мадонны), вытеснение книги Интернетом или комиксами (манга), затрудненность диалога взрослых, с их представлениями о подростковости, и детей, с их специфическим мировосприятием и вкусами. Вместе с тем, семинар показал, что детская литература сегодня развивается, ищет новые жанры и темы, а принцип «двойного адресата», делающий книгу интересной и ребенку, и взрослому, позволяет, по словам М. А. Литовской, в игровой форме воплощать достаточно сложные интерпретационные модели, с которыми ребенок может подходить к миру, а также формирует зону сотрудничества или даже примирения поколений. По мнению В. В. Химич, смеховая поэтика способствует изживанию детских страхов, преодолению агрессии, а простые истины, сказанные понятным языком, формируют здоровое мироощущение, дают правильные ориентиры.
По материалам семинара готовится сборник научных статей «Детская литература сегодня».

Н. В. Барковская, д.ф.н., проф., зав. кафедрой современной русской литературы УрГПУ»

6 комментариев к заметке 'Взрослые проблемы детской литературы'


  1. 4 апреля, 2010 в 9:33

    Мне кажется, текст свидетельствует о досадной неполноте проанализированного литературного массива. Например, в Екатеринбурге живет прекрасный детский писатель, лауреат Всероссийской премии «Заветная мечта» и Всероссийской же Бажовской премии Андрей Щупов. Ту же Бажовскую премию в нынешнем году получил великолепный детский поэт из Челябинска Николай Шилов. И есть еще целый ряд современных детских писателей, живущих в Москве и за ее пределами. Что ж, возможно, оставили на следующий семинар…

  2. Нина Барковская пишет,

    4 апреля, 2010 в 20:57

    Уважаемый Андрей Петрович, спасибо за информацию, возможно, мы сумеем разместить материал о названных Вами авторах на сайте «Екатеринбургский нео-лит», который начали создавать наши студенты. Однако семинар преследовал цель не всестороннего охвата творчества отдельных авторов, а выявления принципиальных проблем и писательских стоатегий (насколько это возможно в рамках небольшого семинара). А Сергей Георгиевич — наш, свердловский, я его еще в конце 80-х гг. к студентам приглашала. Всего Вам доброго! Н. В. Барковская.


  3. 10 апреля, 2010 в 11:18

    Спасибо, Нина Владимировна!
    Посмотрел внимательнее программу семинара: о Щупове под именем Раина (это его псевдоним) так-таки речь в одном из выступлений шла. Но я говорил о других авторах именно с той мыслью, что они, на мой взгляд, тоже должны попадать в анализ литературного потока. Пока же, мне кажется, этот анализ во многом идет за московским медийным потоком.

  4. Татьяна пишет,

    4 ноября, 2010 в 22:41

    Здравствуйте!
    Планируется ли проведение подобного семинара в следующем году?

  5. Marina пишет,

    5 ноября, 2010 в 0:45

    Здравствуйте, Татьяна!
    Устроители семинара ответили, что проведение такого семинара пока не планируется (финансы!), но итогом прошедшего семинара стали сборник докладов (он появится в Белинке) и несколько разработанных для школ спецкурсов по современной литературе (по 5 занятий, 10 часов).
    Также Нина Владимировна Барковская прислала информационное письмо IV Всероссийской научно-практической конференции «Детская книга: формирование круга внеклассного чтения детей и подростков», которая будет проходить 17 февраля 2011 года) в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Это письмо отправлю Вам по эл. почте.

  6. Татьяна пишет,

    5 ноября, 2010 в 1:11

    Здравствуйте, Marina!
    Большое спасибо за оперативный ответ и важную информацию.