Про Пермь
11-12 июня я была зрителем фестиваля «Живая Пермь». Проводился он второй раз, организуется на государственные деньги, объединяет множество художественных, музыкальных, литературных и театральных событий и завершается в День города Перми. Не знаю, как прежде пермяки праздновали 12 июня, но фестиваль воспринимается как ребрендинг городских торжеств.
Огромной составляющей оказывается рекламная компания, направленная и на местных жителей, и на гостей (завлекать на десять спектаклей — более эффектный жест, чем на один; звать на фестиваль искусств — это не на День города заманивать); немаловажно и изменение программы торжеств. Если пейнтбол и уличный волейбол, «самую большую в мире кадриль» и эстрадный концерт на эспланаде в центре города можно было бы ожидать от городского праздника под управлением Управления культуры, то оригинальные и никак с историей города не связанные выставки, вроде выставки современного украинского искусства «Якщо» в Пермском музее современного искусства, были бы, скорее, невозможны.
Новая культурная политика Перми (а там теперь все «брендируется»: и фестивали современной культуры, и вечеринки, и фестивали традиционной культуры, а при недостатке своих «брендов» завозятся успешные иногородние, например, «Пикник «Афиши») в разговорах раздражает екатеринбургскую публику, создает конкурентное напряжение, которое пока снимается кивками «а что там у них живого-то, не привозного, а своего?», или приводит к призывам «одолеть Пермь». Все это глупо, как и амбиции Перми быть культурной столицей России. Если уж сражаться за полицентризм развития российской культуры, то не стоит, думаю, бояться быть одним из многих, не столицей, а городом, где кипит жизнь.
Поскольку программа была насыщенной, посмотреть получалось только события «неместные» (ярмарочные события на эспланаде не в счет). Поэтому фестиваль выглядит неким импортируемым продуктом, программы которого составляют кураторы, приехавшие в Пермь из Москвы или Екатеринбурга. Не то чтобы все вырастать должно из местной почвы, но пока каждому провинциальному культурному помидорчику требуются московский огородник или хотя бы веревочка. Региональные власти готовы тратить деньги — и возделывать свой регион силами со стороны. У местных жителей не те амбиции и не тот масштаб? И не тот опыт.
Из прекрасного местного можно отметить реку Каму и отличный книжный магазин «Пиотровский», аналог «Фаланстера», в котором я потратила все имевшиеся деньги. Там гостей просят рисовать Мюнхаузена; на подоконниках и стенах — забавные объекты художников в духе 80-х, а на полках — отличный выбор книг. И магазин даже перевешивает фестиваль. Во-первых, он работает круглый год. Во-вторых, он не зависит от муниципального и иного госбюджета. Частная инициатива. Нечто живое. Пожалуй, успех Перми, как и Екатеринбурга, и можно было бы измерять наличием таких инициатив. Чтобы гости стали жителями. Чтобы и местные деньги, и местные усилия — а масштаб вселенский.
Продолжение будет.
Метки: Пермь
16 июня, 2010 в 8:02
примечатльно, что сменить формат привычного празднования дня города все-таки удалось. фестиваль плюс запрет продажи крепкого алкоголя, и вуаля — культурный праздник. конечно, пока не в идеальном варианте. это достойное начало, на мой взгляд