Об учебных блогах

8 июля, 2010 Рубрики: Разное Автор: Написать автору

Во время поездок в муниципальные библиотеки в этом году то и дело слышала, что пора бы уже перейти на обучение библиотекарей через Скайп. Теперь так проводят и лекции, и конференции. То и дело чья-то компьютерная голова участвует в дискуссии.
Я читаю курс в УрГУ им. А. М. Горького, для которого сделала учебный блог на blogspot. Спрашивая студентов этого года о сложности, увлекательности и полезности заданий, совсем забыла задать прошлогодний вопрос: полезен ли для них был учебный блог. Тогда, в первый год, мнения разделились примерно 60% да на 40% нет. Я бы хотела осмыслить опыт двух учебных лет.
В этом году в таких опросах приняла участие большая часть группы, тогда как в 2009 году лишь 9 человек решили ответить на вопросы. Когда в 2008 году я сказала студентам заочного отделения, что наше общение в течение двух семестров будет строиться через блог, они не просто не знали, что это такое. Некоторые пошли жаловаться в деканат: у них не было доступа к сети Интернет, даже к эл. почте. Через год другие уже студенты, на вопрос, знают ли они, что такое блог, хихикали: а то! В общем, в течение последних двух лет я не только веду со своими студентами переписку по эл. почте и говорю по телефону, — они активно задают вопросы через сеть «в контакте» (хорошо еще, не добрались до facebook’a))), через блог, а с дипломницей мы связывались посредством Скайпа. В Интернете все освоились, но в основном задают вопросы, касающиеся организации курса. Дороги построены, мы по ним идем к зачетам и экзаменам, забывая порой рассматривать окрестности и наслаждаться полями и реками.
Тем не менее, блог помогает говорить и о самом предмете.

В общем, плюсы учебного блога:
1. Все на виду. Блог оказывается отличной доской объявлений — о расписании лекций, встречах, темах контрольных, заданиях, итогах и т. п. Студенты могут видеть и контролировать Таблицу выполнения заданий, с указанием баллов. Домашние контрольные работы публикуются в блоге — не теряются, сравниваются (в этом году, если не ошибаюсь, лишь одна или две студентки не были уличены в плагиате — из более двадцати), могут обсуждаться.
2. Можно публиковать материалы к лекциям, списки слайдов и дополнять их, а то на написание полноценной книги вечно не хватает времени.
3. Можно делать ссылки на музейные коллекции и тексты для чтения.
4. Можно организовать некоторые обсуждения помимо встреч в аудитории. А для студентов заочного отделения такие обсуждения вести в течение семестра, чтобы они не принимались за предмет за неделю перед экзаменом. Жаль только, они в эту игру играть не хотят.

Минусы:
1. Все на виду. Пишешь комментарий к ответу одного студента, но даже понимая, что ошибка его не уникальна, одновременно ведь выговариваешь одному конкретному человеку. О некоторых вещах приходится писать по эл. почте лично. В общем, чтобы ты ни писал, если это не «Молодец!», всегда записка в блоге будет походить на порку — пока уровень работ будет таким, как сейчас, а студенты не начнут тебе отвечать.
2. Очень много сил необходимо. За более чем два года я так и не опубликовала материалы ко всем лекциям.
3. Почему-то студенты думают, что раз контрольная публикуется в блоге, можно сокращать слова, не ставить запятые и вообще измываться над орфографией, пунктуацией и логикой.

Сложности:
Поскольку комментарий в блогах на blogspot не может быть большим, публикация контрольной разбивается на несколько частей. К записи с вопросами домашней контрольной в этом году получено 140 комментариев, из них с полтора десятка моих ответов студентам. Они пишут мне, я — им. Не получается, за редкими исключениями, организовать какое-либо общение. В прошлом году у одной из групп было задание: текст каждой контрольной публиковался в блоге как основная запись, и все студенты группы должны были его прочесть и прокомментировать. В основном комментарии были примитивные: «как интересно», «спасибо за текст». Одна из проблем студентов — им дают небольшое количество заданий-письменных работ в течение обучения, и у них неадекватное понимание того, что такое письменная работа. Мне приходится читать столько странного, и я думала, если каждый будет понимать, что его прочтут еще двадцать-тридцать человек, он ответственнее подойдет к выполнению задания. Но это не всегда так, вероятно.

Минусы блога на blogspot:
Я бы предпочла иной шаблон, в котором записи можно вести в несколько колонок, чтобы объявления, материалы к лекциям и т. п. шли блоками. Т. е. я бы предпочла учебный сайт с сервисом комментирования статей.
Плюсы:
Можно вывести блог из-под внимания поисковых машин.

Даже не знаю, стоит ли спрашивать, ведет ли кто учебные блоги, учился ли по ним и т. п. Легко или сложно выстраивается общение? Какие типы заданий через блог придумываются? Сейчас каникулы, из-за возможной стажировки я вернусь к своим студентам только в 2011 году — есть время придумать что-то еще более сложное и нудное, чем сейчас.

5 комментариев к заметке 'Об учебных блогах'

  1. Agata пишет,

    8 июля, 2010 в 23:35

    блог — хорошая форма общения. особенно во время всеобщего студенческого «невылазенья» из инета) и с каждым годом количество тотально вовлеченных только увеличивается.
    я Вашим блогом пользуюсь, не являясь уже Вашей студенткой, потому что материалы интересные. поэтому я очень ЗА то, чтобы Вы вести его продолжали. думаю, что не я одна такая)

  2. Tatjana пишет,

    9 июля, 2010 в 9:39

    Марина, вы умница! Обязательно расскажу своему мужу-преподавателю о ваших методах работы со студентами. Попрошу его о ваших методах рассказать своим коллегам. Я не могу вам ничего дельного посоветовать, могу только оценить то, что вы делаете. Мне кажется, что это очень трудоемко для вас -занимает больше времени, чем традиционные методы. В этом методе я не вижу облегчения и минимизацию затрат для преподавателя. Хотела бы я быть вашей студенткой. Вы фанат своей работы, ответственный и отличный преподаватель. Интересно, будут ли специалисты, обученные такими методами, отличаться от обученных традиционно? Пожалуйста, проведите такое исследование.

  3. Марина пишет,

    9 июля, 2010 в 18:47

    Татьяна, не думаю, что это нетрадиционное обучение. Основа курса — это лекции, семинары и контрольные работы (и по ним стоит оценивать преподавателя))). Как мне кажется, обучение в университетах сейчас заимствует приемы школы. В школьные годы мы всем классом постоянно обсуждали то стихи Ахматовой, то роман Пастернака. В университете же разговоры и дискуссии были редкостью, семинары походили на отчетные заседания, а количество письменных работ было минимально. Сейчас же студент должен в течение курса выполнить пять типов заданий. Появляется оттенок освоения ремесла; появляется понимание того, что «от сессии до сессии» тоже надо что-то изучать. Мне кажется, на уровне педагогических методов все становится лучше. Квалификация, знания и оплата труда — это уже другое.

  4. Граф пишет,

    11 июля, 2010 в 23:48

    А ссылочку можно, плиз?

  5. Tatjana пишет,

    12 июля, 2010 в 16:11

    Да, Марина, если можно, объясните, как найти ваш блог. Можете ответить по e-mail.