ИННОПРОМ. После события. Ч. 2. Искусство и книги

20 июля, 2010 Рубрики: Афиша Автор: Написать автору

На большой промышленной выставке часто находится место и для искусства. На ИННОПРОМе было организовано превью 1 Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Екатеринбургский филиал ГЦСИ показал ряд работ об индустриальной культуре и власти и бюллетень об искусстве и заводах «ЗА ИСКУССТВО». Фонд «Спутник Арт» и лаборатория инноваций «РОСТ Медиа» представили Интерактивный культурный центр. Были еще и площадка областных музеев, и огромная конная скульптура в павильона «Русь», и показ неких смутных пока художественных инициатив математиков УрФУ, но я остановлюсь на павильоне ГЦСИ.

Интерактивный культурный центр, как он задуман, — это образовательное пространство с залом V_Museum’a, залом лекций и видеоконференций и электронной библиотекой «Книгабайт».



Демократизация художественной жизни и все большая популярность походов в музей на досуге окунают менеджеров музеев и выставочных залов в проблемы маркетинга и логистики. Многие исследователи пишут, что видеоарт стал популярен среди кураторов художественных событий еще и из-за простоты транспортировки видео. V_Museum — это современный технологический ответ Андре Мальро. Помимо просветительских задач проект должен решать проблемы экономические. Все стены V_Museum’а — экраны для видеопроекций, но непривычно другое. Попадая внутрь, по замыслу устроителей, зритель должен оказаться в пространстве, где выставки сменяют одна другую нажатием кнопки на специальной панели. Зритель сам может выбрать выставку из каталога выставок. Сейчас их девять.

Большая часть проекций — это слайды работ темперой и т. п. Никакого соотнесения с размерами оригиналов. Стирание всех технологических особенностей. Создание сугубо образовательного пространства в обществе, которое уже не чувствует разницы между слайдом и оригиналом. Вот это замыкание на образование лишает, думается, проект новаторского характера: пока не озвучено принципиальное решение показывать в пространстве такого музея только те работы художников, что созданы для данной технологии экспонирования.

Красивые виртуальные полки «Книгабайта» — с книгами на сенсорных экранах — можно наблюдать на российских книжных выставках чуть больше года (может, и дольше?). Но поскольку читать тексты пока можно только стоя, экраны «Книгабайта» годятся только для игры в книжное ориентирование. Тем не менее, мне нравятся дизайн этого проекта, название и выбор книг. Слышала, что это презентационный вариант, и появится возможность закачивать книги в ридеры и компьютеры, но будет жаль, если не появятся в публичных библиотеках как раз сенсорные экраны для чтения сидя, похожие на тумбы с книгами в старинных монастырских библиотеках.

Метки:

2 комментария к заметке 'ИННОПРОМ. После события. Ч. 2. Искусство и книги'

  1. comte-monte пишет,

    22 июля, 2010 в 9:51

    КАк всегда, глубокий анализ. На меня, как на дилетанта, этот виртуальный зал со стенами-экранами для видеопроекций произвёл неизгладимое впечатление. Всё-таки какие возможности! В том числе — вернуть интерес ко многим вещам, которые безвозвратно теряем. Меня пугало одно обстоятельство — наша идеология (выстроенная в традициях 70-80-х) очень сильно отстаёт от демонстрируемых на выставке технологий. Убедился в этом сам, присутствуя на форуме «Детство как стратегический ресурс….», проходившем в павильоне «Чкаловский». Ни политические, ни научные звёзды на смогли вытянуть это мёртворождённое мероприятие, жутковато смотревшееся на фоне современных технологий. Написал об этом заметочку на наш сайт http://www.teenbook.ru/news/news_517/. Вообще-то передовые технологии и средневековое мышление — тема для фантастической антиутопии. Их уже немало написано и показано на экране. В моей голове вызревает ещё одна

  2. Марина пишет,

    22 июля, 2010 в 14:36

    В мае ЕФ ГЦСИ и УрГУ проводили однодневный семинар по медиаискусству: http://www.ncca.ru/events.text?filial=5&id=537

    Тогда Оливер Грау призывал исследовать и экспонировать медиаискусство в контексте истории искусств в целом, от гравюры и театра к инсталляции. Мысль нехитрая, но важная. Эрмитаж в начале 2000-х годов показывал видеоинсталляции Билла Виолы и Ширин Нешат в паре с гравюрами Дюрера и персидскими миниатюрами соответственно. Но таких плодотворных пересечений мало на российских выставках. Здесь старое может быть новее нового.

    Для этого семинара я готовила небольшое выступление, которое в чем-то пересекается с Вашими наблюдениями. Показывался отрывок из фильма творческого объединения «Куда бегут собаки» «Очевидное-невероятное». Это серия интервью с женщинами разного возраста и девочкой о том, что они знают об устройстве телевизора, холодильника, пылесоса и т. п. Когда я однажды показывала этот фильм на стенде Белинки на выставке информационных технологий, какие-то зрители-мужчины не могли сдержать эмоций: » Ну какие они дуры! Как это можно не знать!»
    А вот можно. В то время как в быту всевозможные технические штуки получают все большее распространение, технологические знания оставляют желать лучшее, более того, знания легко замещаются образными представлениями (гром гремит, потому что тучи сталкиваются — разве это не убедительно, логично и неправда?;)). Технологии как идеи, на уровне понимания их природы и их влияния, отчуждаются, зато очень легко проникают в нашу жизнь. Тут и приходит осмыслять происходящее художник.
    Моя мама об ИННОПРОМе сказала кратко: технических штук много, а люди все те же.

    (Я как расправлюсь с текущей работой, вернусь к рецензии на книгу про био- и робототехнологии и искусство. Писала еще зимой, а опубликовать не решаюсь. Попробую там яснее все описать).