Журналы об архитектуре и дизайне

«Если бы было мыслимо, что человечество должно оставаться в положении, при котором существует один класс высоко культурный и другой, доведенный до крайне животного существования, искусство преградило бы этому путь и не допустило бы такого ужаса»*, — писал в статье 1881 года один из идеологов и пионеров дизайна Уильям Моррис.

Библиотека им. В. Г. Белинского выписывает десятки периодических изданий.
До 13 апреля в читальном зале отдела периодики можно увидеть небольшую выставку имеющихся в фондах русскоязычных журналов об искусстве. В память об Уильяме Моррисе, родившемся 24 марта, обзор изданий начнем с журналов об архитектуре и дизайне.
Первый прочитанный мною номер «Проекта Россия» был посвящен «капреализму». Именно так журнал обозначил стиль российской, московской архитектуры конца 1990-х. Так что за удачными словами и идеями стоит обратиться к этому изданию, пожалуй, лучшему русскоязычному профессиональному журналу о процессах, происходящих в современной архитектуре. Его издатель — голландец Барт Голдхоорн, архитектор, приехавший в Россию в начале 1990-х. Он издает журнал «Проект Россия» с 1995, выступает как куратор и эксперт в области современной российской архитектуры и дизайна и политики в области архитектуры.
Журнал тематический, но каждый номер содержит также обзор книжных новинок, архитектурных конкурсов и выставок, представляет лучших архитекторов и архитектурные фирмы, примечательные постройки и интересные материалы и технологии, публикует интервью.
Чем журнал привлекает? Мне кажется, что само наличие качественного архитектурного журнала, интересного и архитекторам, и публике, анализирующего архитектурный процесс, — верный признак существования общества как той социальной общности, что объединяют некоторые ценности, а не просто как толпы живущих рядом. Архитектура — это коммунакации, это общение, выстраивание связных пространств. Количество связей может быть большим или меньшим: человек-дом, человек-дом соседа, дом-сад, квартал-город, внутренее-внешнее, частное-общественное и т. д. Архитектор может создавать и связывать эти разнофункциональные пространства. С постановкой и решением градостроительных задач и обустройством общественных пространств в России проблемы, и корни их не только в неумении или нежелании архитекторов, а в тех отношениях, что сложились между заказчиками, архитекторами и жителями страны-потребителями архитектуры. Экономика все оправдывает? Читаешь «Проект Россия» и понимаешь, что не все. Архитекторы, конечно, не только мечтатели, они проектируют и строят, они участвуют в конкурсах, добиваются и не добиваются успеха. Но без воображения и ответственности за свой труд и возможности не было бы архитектуры.
Можно сравнить №45 «Проекта Россия» (3/2007), посвященный «малолитражной архитектуре» (тема звучит как Мелочи/Small Stuff) и февральский номер другого прекрасного, но уже массового журнала — «Архитектурный дайджест. Самые красивые дома мира» («Architectural Digest»). Любимец публики, один из старейших в мире и успешный, в его русской версии обратил внимание на маленькие квартиры. В первом журнале — попытка понять причины, традиции, выявить типологию, тенденции. Во втором — предложить некоторые реализованные приемы и представить образы жизни. Это, конечно, журнал о потребителях архитектуры и дизайна и для них. В нем больше представлены вещи и их владельцы, чем собственно архитектурные проблемы и конфликты.
Информация об изданиях представлена в сети:
http://www.prorus.ru
http://www.architecturaldigest.com
Журнал о графическом дизайне «Как» — лучший среди других на заданную тему. Хотя, признаться, я не знаю его русских конкурентов. Хорош сайт — http://www.kak.ru Хорош сам журнал.
Каждый номер — тематический, за новостями надо заглядывать на сайт. В последних номерах рассказывалось о корпоративных подарках и голландском дизайне. Сам выбор тем ясно говорит, что авторы изучают и коммерческие функции дизайна, и его социальные роли и возможности, и дизайн как искусство, пространство новаций. Что еще хорошо в этом проекте: он в меру эклектичен, рассказывая о разных стилях и практиках. Главное — представить хороший нешаблонный дизайн, как графический, так и предметный — об этом здесь тоже можно узнать, хоть и меньше, чем из журналов вроде «AD». Обозначить конфликты и перспективы.

* Цитата по: Гольдзамт, Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры / Э. Гольдзамт ; перевод с польского Г. А. Гурьяновой. – М.: Стройиздат, 1973. – С. 153

Комментарии закрыты.