Библиотечные ценности

26 марта, 2008 Рубрики: Библиотечный мир Автор: Написать автору

Художественное сообщество постоянно размышляет и спорит о судьбе и функциях художественных институций, например, музея. Музеи привычно воспринимаются как порождение археологической культуры XIX века; им пришлось пережить период суровой критики и перебороть ощущение публики, что музей — склад мертвых вещей. Постепенно музеи стали приходить к зрелищности и организации пространства и подачи экспонатов, и самих экспонатов, обращаться не к знаниям посетителей и их духовным переживаниям, а к эмоциям, и через эмоции — к знаниям. Обучать, играя. Конечно, это ответ музеев на культурную ситуацию.
Современный художественный музей стремится быть больше, чем музей, — культурным центром, то есть определять образ жизни, формировать образ жизни. Теоретики призывают музеи стать теми пространствами, где производятся культурные ценности. Не знание о произведениях, не цена и статус, а именно сами произведения. Музей может распахнуть свои двери и залы — здесь будут играть, плясать, петь, рисовать; художники будут создавать перформансы, фотографы снимать публику. Более того, активно должно быть освоено пространство перед музеями. Сейчас музеи Екатеринбурга готовятся к Ночи музеев — пока это одна из немногих попыток екатеринбургских музеев выйти за свои границы.
У библиотеки, казалось бы, много приимуществ перед музеями, по крайней мере, книги не хранятся, как кощеева смерть, а попадают к читателям. Но что значит для библиотеки — производить культурные ценности, быть пространством, где создаются и образ жизни, и литература и искусства?

Комментарии закрыты.