На Уралмаш!

20 сентября, 2010 Рубрики: Афиша Автор: Написать автору

21 сентября в 19.00 я должна рассказывать о стенгазетах на территории выставки «Ударники мобильных образов» в бывшем здании типографии «Уральский рабочий» (Ленина, 49). Ниже — история об одном из героев моей лекции.

Одна из площадок 1 Уральской индустриальной биеннале современного искусства — Уралмашзавод. Я писала для нее небольшую историю-экскурсию о бывшем цехе №82 (ныне №1). Называется она «Любимые картинки». Это не выставка: расписанные объекты находятся в цехе много лет. Скорее, попытка более или менее популярно рассказать о том, какое искусство рождалось на самом заводе, усилиями цехового художника. Потому что когда смотришь на росписи в этом цехе, но не знаешь их историй, считай, видишь лишь одну часть реальности. На эту экскурсию до 10 октября можно попасть во вторник-пятницу в 16.00 и в 18.00 и в субботу-воскресенье с 12.00 до 18.00 (условия лучше всего уточнить по телефону +7 982-606-82-22).

С Геннадием Михайловичем Власовым, героем этой истории, я никогда не встречалась, хотя он приходил ко мне в библиотеку и подарил большое количество своих рисунков (это и зарисовки на улицах Екатеринбурга, и карикатуры 1980-х годов). Мы познакомились, когда мне нужна была консультация к выставке «Герои и негодяи уральского завода», несколько раз мы говорили по телефону о его работе цеховым художником.

Итак,
«бывший цех №82 был цехом средних узлов по обработке плоских и корпусных деталей и изготовлению агломерационного оборудования. Сегодня используется малая часть станков, и пространство цеха невольно превратилось в музей советской индустрии.
Заводская жизнь советского времени не ограничивалась производством. Рабочие цеха пели в хоре, играли на домрах и мандолинах, создали свои, цеховые футбольную и хоккейную команды. Заводская газета «За тяжелое машиностроение» много писала об оформлении заводского пространства и досуге рабочих, о чистоте и кадках с цветами в цехах, самодеятельном творчестве, оперных концертах и книжных ярмарках на заводской территории. Помимо выпуска экскаваторов, буровых установок или паллетов завод формировал человека. Его пространство было насыщено идеологическими сообщениями.
Металлические шкафы для инструментов и конторки цеха номер восемьдесят два в течение лета тысяча девятьсот восемьдесят девятого года были расписаны цеховым художником Геннадием Михайловичем Власовым. Придя работать в цех слесарем в 1966 году, в семидесятые Геннадий Михайлович становится цеховым художником, занятым созданием разного рода агитационной и воспитательной изопродукции.
Но преобразование цеха, его обустройство совершалось Геннадием Власовым на излете советской поры по собственной инициативе, в свободное от работы время, на свои средства и в общении с рабочими.
В 1987 году он расписал шкафы абстрактными, геометрическими фигурами в три-пять цветов, но руководство цеха велело шкафы перекрасить в один цвет. И вот через пару лет работницы второго участка попросили его расписать стены конторки, чтобы рабочие вели там себя дисциплинировано, не курили, не кидали на пол окурки. Роспись стен, действительно, изменила самоощущение работников. Это стало импульсом к созданию всех росписей. Источником образов послужили открытки и альбомы с репродукциями картин Бориса Щербакова, Аркадия Пластова, Александра Герасимова, Ивана Шишкина, Аркадия Рылова и других русских и советских художников.

Большинство росписей — более или менее точные, а порой и очень вольные копии с известных картин. Иногда элементы и мотивы чужих пейзажей и натюрмортов Геннадий Власов компоновал по-своему. Свердловские пейзажи выполнены им по собственным рисункам.
Цех напоминает музей древнего искусства. Хотя манера и содержание большинства росписей определенно выдают в них произведения эпохи модернизма, в них сохраняется и наивный стиль самодеятельного художника и зрителя, художественный опыт которого связан не столько с усвоением музейного наследия, сколько с повседневной жизнью, книгами, народными вкусами, страстью к красоте и рисованию».

О цехе №82 создал отличную фотоисторию Денис Тарасов. Сейчас ее можно увидеть на выставке «Индустриальные мечты» в Фотографическом музее «Дом Метенкова». Его интерпретация работы Геннадия Власова несколько иная. Побробности об этой выставке смотрите здесь.

Метки:

Комментарии закрыты.