Мультимедиапрезентации и видеофильмы в библиотеке
Библиотека им. Горького на Уралмаше с недавних пор создает видеопередачи о книгах и размещает их на YouTube. Книги выбирают интересные (вот стихи Юнны Мориц, например, — вообще с удовольствием слушала этот фильм), но, на мой вкус, визуальный язык и интонации — наивные, детские. То, что библиотеке так удается во время игры «По ту сторону книги» — играть! — в форме видео пока не завораживает.
В последнее время я вдруг ясно поняла, что не могу быть современным «аудиовизуальным» человеком и хочу еще и толстые книги читать и серьезные, «скучные» вещи слушать. Почему же в библиотечной среде кричат, что надо стать занимательнее для молодежи, для некого современного человека, который уже и не способен в течение часа слушать историю, если не видит скопированных из сети странных картинок?
Но вернусь к истории. О канале «Ангелы чтения», организованном на YouTube одной из лучших екатеринбургских библиотек, часто вспоминали на днях в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского в Петербурге. Там 18-19 октября работал межрегиональный семинар «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры (опыт России)».
В первый день я с ужасом думала: «Почему, почему библиотекари так любят презентации?» Во второй день печаль стала почти бездонной: библиотекари, как кажется, не меньше любят и такой фантом, как электронные выставки (хотя то, что называют электронными выставками в библиотечном мире, в среде преподавателей является набором слайдов к лекции; а в бумажном виде всегда было библиографическим указателем или [аннотированным] каталогом выставки)! Тем не менее, семинар мне понравился. Потому что говорили не столько о технологиях (а это самое простое в библиотечном мире — болтать о новых технологиях), сколько о том, зачем делать все эти презентации и фильмы. Впервые на библиотечной конференции (все-таки редко на них бываю) я слышала, как выступавшими оценивалась эффективность тех или иных продуктов библиотеки. Вообще в лучших докладах речь шла именно о целях такой работы, например, о том, зачем нам создавать образы читателя и библиотекаря в медиасреде, для кого создается реклама библиотеки или фильм о библиотеке или книге, что делать с презентацией, чтобы она работала. Как ни странно, попытки прояснить терминологию, определить потребителя и т. п. неожиданно новы.
Мне очень понравился доклад Юлии Федоровны Андреевой (Отрадненская городская библиотека, Ленинградская область) об использовании синэстезии при создании мультимедийных презентаций о поэзии, завершавшийся так: «сама по себе синэстезия не является гарантом качества», «мультимедийные технологии — это прекрасно, но важно чувствовать грань: мы не должны быть детьми», «божественную, сакральную природу слова никто не отменял».
Подводя итоги, ведущая семинара сказала о том, что то, как ценностно технологии меняют наш мир, зависит от нас. Несколько спорное утверждение, но очень важное, согревающее. Действительно, надо ли бежать за автобусом? Порой пешком дойдешь быстрее, ну или медленно, зато верно.
Скепсис к технологиям важен еще и потому, что те немногие удачи — фильмы о книгах и чтении, созданные при участие библиотек (например, фильм Новгородской областной библиотеки), — стали возможны, когда библиотека сотрудничает с телестудиями. В целом же мультимедиапродукция библиотек — продукт массовой культуры, ну вроде любовных романов в своем жанре. (Другое дело, что он может быть тоже эффективным, этот продукт, о чем многие участники семинара здорово рассказывали).
Диск с работами всероссийского конкурса «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры» (2009-2010) как-нибудь появится в Белинке, но многие работы доступны в сети (хотя представлялись на семинаре и продукты, которые библиотеки продают).
20 октября, 2010 в 8:36
Какие хорошие раздумья…
Мы и, правда, иногда заигрываемся, увлекаемся… Но, например, уровень компьютеризации нашей библиотеки, и уровень владения web-технологиями наших библиотекарей таков, что это ещё долго не позволит нам перегнуть палку в этом смысле.
Возможно, мы не всегда знаем, как надо «по-новому». Понимаем только, что «по-старому» уже нельзя.
20 октября, 2010 в 8:44
Действительно, хорошие раздумья. Новые технологии должны быть СРЕДСТВОМ, а не целью, как у нас чаще всего случается. И презентации, и видео должны быть, но книга не должна исчезнуть из нашей работы. А то что заигрываемся, — это именно от нашего уровня владения этими средствами и уровнем информационной культуры тоже.
10 ноября, 2010 в 17:25
«…говорили не столько о технологиях … сколько о том, зачем делать все эти презентации и фильмы. Впервые на библиотечной конференции … оценивалась эффективность тех или иных продуктов библиотеки…» — двумя руками ЗА! Мы забываем зачем мы все это делаем. Работаем, работаем, работаем — больше для себя. А насколько это востребовано читателями, нужно ли им это, придут ли они после этого в библиотеку еще и еще???
13 ноября, 2010 в 21:30
Я уже познакомилась с роликами коллег из Екатеринбурга, и хочу сказать, что это один из наиболее эффективных методов продвижения книги и чтения. Но именно так, как показано в роликах — безро всякой стационарности и незыблемости, а чтобы было всё активненько, свободненько и прикольно! Вот тогда это будут смотреть, а затем читать — более, чем уверена, потому что уже испытала на коллегах и себе!!!