Электронные библиотеки. Эпизод 6
Известное известно немногим.
Эта мысль захватила меня на все то время, пока я была слушателем VI научно-практического семинара «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов», 28-29 октября работавшего в Петербурге. Проблематика семинара мне не близка (я радовалась, что вообще неожиданно для себя понимаю, о чем речь, и удивлялась, почему в сотый раз говорят об известном и открывала в «известном» нечто лично мне полезное), поэтому, видимо, расскажу о вещах банальных, о том, что показалось симптоматичным моему профанному взгляду.
Ирина Леандровна Линден (РНБ) рассказала о финансовой стороне больших проектов электронных библиотек, потом ей хорошо вторили те, кто представлял конкретные библиотеки. Оцифровка, а главное — создание архитектуры эл. библиотеки — дело настолько затратное, что, после всех докладов, понимаешь, что российским библиотекам стоило бы нанимать для таких работ подрядчиков. Некоторые, собственно, так и делают, о чем говорил, например, представитель ЭЛАР. Сотрудник Президенской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, как и некоторые другие, рассказывали, что качество многих созданных библиотеками за последние десять лет эл. копий неудовлетворительное. Иногда архив вроде бы есть, но в таком плохом виде (графические файлы сохранены в формате jpeg с низким разрешением), что использовать эл. копии книг невозможно, они нечитабельны.
Ирина Леандровна Линден озвучила и рекомендации библиотекам по сотрудничеству с частными компаниями, в которых два пункта особенно важны:
— библиотека выбирает объекты для оцифровки;
— библиотека всегда получает копии сканов и может оговаривать их некоммерческое использование в интересах своих читателей, например, через пару лет.
Интересно, думала я, как обстоят дела с электронной «Уральской исторической библиотекой»? Получает ли Белинка от издательства копии сканированных страниц? Вообще, актуальны ли подобные рекомендации, опыт для уральских библиотек?
На этом семинаре наконец не было сетований на закон об авторском праве, «мешающий» жить библиотекам. Его все, казалось, готовы соблюдать, отстаивать и улучшать (хотя я слушала не все доклады, может, именно на утренние заседания собирались любители закона). Другое дело, что иногда по глупости создается больше проблем, чем при соблюдении закона. Более того, для творчества закон об авторском праве по-прежнему выглядит полезным.
29 октября Наталия Викторовна Соколова (Институт корпоративных библиотечно-информационных систем Петербургского государственного политехнического университета) очень ясно, толково рассказала, как пошагово создавать электронные библиотеки, какие принципы полезно положить в основание этого предприятия. К сожалению, ее пособие на эту тему мне не досталось, а вот сборник с материалами семинара, и докладом Наталии Викторовны, попадет в Белинку:
Библиотечные, музейные, архивные учреждения в век электронных коллекций и библиотек. Материалы VI научно-практического семинара «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов» : сборник докладов / Комитет по культуре Санкт-Петербурга ; Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского. — СПб. : Северная звезда, 2010. — 214 с. : ил.
Сам семинар проходил на территории «Ленэкспо» на площадке форума модернизации и инновационных технологий для учреждений культуры и искусства «АРТ. Театр. Музей». В выставке участвовали театры, реставрационные компании, фирмы, продающие концертное оборудование, ткани и т. п. Интересно было смотреть, как себя на выставке все представляли. Мариинский театр притащил костюмы и чучела зверей. Эрмитаж показывал свои наборы копий археологических памятников — как учебные пособия — и предлагал в песочницах извлекать из-под песка сплюснутые одноразовые стаканчики. Для меня это было неожиданно: в эрмитажных залах с археологическими находками немноголюдно, сумрачно. Жизнь музея как музея и его участие в новациях для культуры могут не совпадать.
30 октября Библиотека им. В. Маяковского устроила для участников экскурсию «Из истории библиотечного Петербурга». Марина Николаевна Сухарева, как оказалось, проводит ее уже пару лет, а ее сюжет — сами здания и истории про приключения книг, об ушлых составителях коллекций, о читателях. В прошлом году я устраивала подобную экскурсию, но куда нам: в петербургских библиотеках есть камин по эскизам Врубеля, книга, которую Александр Бенуа взял почитать, а вернул с рисунками, и многие другие сокровища, архитектурные и книжные. Чуть-чуть приходишь в себя лишь в Президентской библиотеке. Она вся такая электронная, чтобы в нее попасть, надо пройти досмотр, в общем, после всего так обалдеваешь, что не остается никаких вопросов. Чувствуешь себя, как дети в «Синей птице», что смотрели в окно, как богачи едят сладости. Все знают, что в космос возьмут не всех, хотя о космических полетах читать может каждый. Питерские библиотеки в старых особняках льстят эгалитарным убеждениям. Электронные библиотеки тоже льстят, но доступны в основном с территории библиотек обычных. Мир иерархически устроен, и библиотеки, возможно, живы, пока это так.