Про переезды и последствия
Главные события и потрясения связаны для нас, как известно, с чьим-нибудь приездом. Или отъездом. Сколько прошло времени с эпохальных визитов в Свердловск поэта Александра Еременко, а многие все еще помнят их во всех деталях. За деталями, кстати — к Александру Верникову, наблюдателю, участнику, летописцу. В «Урале» (2010. № 11) опубликован его мемуарный текст «Когда мы были живы», посвященный 60-летию Еременко и годовщине знаменитой выставки, которая состоялась при содействии «Еремы». Читать всё это людям невовлеченным скучновато, погружаться в безумный поток верниковского повествования — тяжело и даже небезопасно. Но в качестве исторического, так сказать, источника, картины времени, нравов и настроений — любопытно, конечно.
Тем более что «невовлеченнных» практически не осталось. Если вы так или иначе принадлежите к гуманитарной среде, то в воспоминаниях Верникова вы обречены встретить два-три не просто знакомых имени, но имени своих знакомых. С одним ты учился, у другого брал интервью, с ребенком третьего твой ребенок ходит в бассейн. Нас очень, очень мало, и все мы бываем в одних и тех же местах. И все мы то и дело обнаруживаем зияющие бреши на месте тех, кто уехал. А те, что остались, вынуждены объяснять — не столько кому-то, сколько себе — почему они все еще здесь, а не в Питере или Торонто.
Стоит кому-нибудь чужому выразить неосторожное восхищение Екатеринбургом, выложить, например, красивые (или очень красивые) виды города, к нему быстрее всего сбегаются наши, местные. «Какая дрянь, — брезгливо кривятся они. — Ничего вы не поняли. Всё, что у нас есть приличного — это островки конструктивизма…» Дело не в том, верно ли оно по существу. Поражает готовность немедленно опорочить место, где ты живешь. Угнетает эта подспудная уверенность, что по своей воле здесь оставаться, конечно, нельзя. У любого найдется дежурный аргумент за то, чтобы жить в Екатеринбурге — и у каждого заготовлен узелок на случай стремительного побега туда, к сияющим высотам.
Потому что, за редкими исключениями, это будет все-таки побег. Не обманывайтесь — уезжая, вы не забираете с собой какую-то свою условную ношу, а перекладываете ее на другого человека. Которому придется ее тащить из чувства долга, в ущерб призванию. Большой поэт будет вычитывать чужие стихи и защищать обломки книжной культуры (больше некому). Хороший дизайнер надорвется на четырех или пяти работах, каждую из которых мог бы не торопясь делать его вчерашний выпускник. Талантливый исследователь не напишет новую книгу, потому что будет вынужден читать семь или восемь разных курсов в разных местах города и региона. Зато воспоминания напишет Верников, а не NN, допустим. А главной театральной драгоценностью города станет Коляда, который прекрасен в качестве пряной приправы, но основным-то блюдом быть не может. Искажается всё — ориентиры, критерии, талант, характер. Деформируется среда, на качество которой мы так любим жаловаться.
Я не сомневаюсь, что процесс не остановить — уезжали и будут уезжать. Но те, кто остается, должны уже взять себя в руки. Мы не жертвы и не полярники на льдине. Надо каждому делать прежде всего и главным образом то, что у него получается лучше всего. Надо интересоваться друг другом и относиться друг к другу всерьез, без скидок. Надо читать своих. Предлагаю, к слову, начать еще в этом году. Приходите 23 декабря на встречу с Вадимом Осиповым, а 28-го — на презентацию новых номеров «Урала» и встречу с редакцией. Давайте вместе делать такую среду, в которой нам будет хорошо.
21 декабря, 2010 в 16:33
Вместо Екатеринбурга подставьте Нарьян-Мар — и все в точку. Но сколько обратно народу возвращается!!! Не хватает тепла человеческого,искренности и настоящести.И «давайте вместе делать такую среду,в которой нам будет хорошо»:-) Спасибо за то,что сфлормулировали мои мысли,еще не высказанные вслух.
21 декабря, 2010 в 22:05
В студеную зимнюю пору, в мрачный день зимнего солнцестояния и лунного затмения хочется думать о светлом и теплом, вспоминать людей, места, события.
Вспоминать тебя, Валя, и других людей Белинки,
любимые места города, множество интереснейших
мероприятий, которые удалось посетить и о которых только слышала, но которыми так богат город. Екатеринбург в моей биографии был самым необычным городом, люди Екатеринбурга — самыми
неспокойными и запоминающимися. Хотелось бы,
чтобы среди них было побольше неравнодушных.
21 декабря, 2010 в 23:17
Спасибо, дорогая, нам тебя не хватает… Может быть, издалека Екатеринбург кажется более интересным и его даже можно полюбить? 🙂
22 декабря, 2010 в 4:06
Моя стажировка завершается через пару дней, и я боюсь возвращаться. Чувство такое, что ты в пустом совсем пространстве окажешься. Работа работой, но нет в местном музее ни Сезанна, ни Луки Лейденского, ни той самой картины Родченко, у которой я сама превращаюсь в краску и в луч света; а мысль, что ты можешь оказаться обстоятельствами привязан к одному месту, невыносима. Даже книги и те я обычно покупаю в Москве. Хочется жить нигде, а работать в Белинке.)))
22 декабря, 2010 в 12:44
Лука Лейденский — это, конечно, аргумент. Или вот Рокотов для меня. Я не знаю, наверное, в наших музеях нет ничего такого уровня. Но дело ведь, Марина, все равно не столько в качестве тех образцов искусcтва, на встречу с которыми ты можешь завернуть по пути с работы домой. Важна сама решимость сделать искусство — и культуру вообще — естественной частью своей повседневной жизни. Ну неужели у нас на самом деле настолько «пустое пространство»? А шедеврами не становятся в момент появления, их «воспитывают» вниманием и любовью — уж не мне тебе об этом говорить ))
22 декабря, 2010 в 15:25
Марина, а вдруг ты в Екатеринбурге или — шире — на Урале откроешь художника еще круче чем этот Лука Лейденский или даже Родченко. И покажешь его миру. И люди будут приезжать в Екатеринбург,чтобы посмотреть на его произведения…
Много ведь в главном городе Урала есть такого, чего нигде больше нет. Вот и журнал «Урал» тоже к его достопримечательностям относится.
27 декабря, 2010 в 14:27
Люблю читать Валины заметки. Эта в очередной раз показала, что у такой нежной и хрупкой с виду девушки внутри — стальной стержень. Для понимания этого хватило бы даже двух таких фраз: «Но те, кто остается, должны уже взять себя в руки. Мы не жертвы и не полярники на льдине». Валюшка, ты, как всегда, права. Полностью с тобой согласна!