Про рассказы-1
Первая литературная премия года — премия имени Юрия Казакова, за лучший рассказ. Есть в этом что-то очень правильное, ведь рассказ — всегда проверка, и человек, не способный высказаться в рамках этого жесткого жанра, как бы не считается совсем настоящим писателем. Вот интересные заметки по поводу нынешнего премиального сезона. Правда, Сергей Костырко зачем-то во всех подробностях пересказал сюжет рассказа-лауреата. Не ошибитесь и сначала почитайте «Москва-Петрозаводск» Максима Осипова, он того стоит. И автор — достойный человек и доктор, если вы еще не знаете. Но главное, что он действительно хороший рассказчик. Это умение в наши дни ценится очень высоко, а со временем станет одним из условий писательского выживания. Как говорит Владимир Березин, все писатели в будущем «должны свестись к трем типам: соглядатаям, клоунам и сценаристам». Вот «клоуны» — это как раз рассказчики, люди, умеющие сочинить и рассказать короткую историю: прекрасно, если смешную, потерпим, если с моралью. Люди, умеющие заставить себя дочитать. Как минимум.
Рассказ как таковой еще считается жанром «нерыночным», но издатели все охотнее выпускают сборники рассказов. Нередко такие сборники складываются из историй, первоначально появившихся в Интернете. Так вышло с Денисом Драгунским, поначалу тихо писавшим себе в свой блог. Подобная история случилась со Славой Сэ (одним из двух победителей Читательской премии ИМХОНЕТа), чьи байки, как оказалось, отлично смотрятся и на бумаге: АСТ в прошлом году выпустил его книгу «Сантехник, его кот, жена и другие подробности». А я уже пару месяцев держу у себя на столе сборник (бумажный) рассказов Бориса Телкова «Имя от пришельца» (Нижний Тагил, 2009) и время от времени с удовольствием его почитываю. Это воспоминания о детстве, смешные и грустные (как, собственно, любые такие воспоминания), и тонкие, и жуткие, и по-разному глубокие. Внутренний мир ребенка, своеобразный быт шахтерского поселка, неповторимые приметы не чужого нам времени, люди, вещи, судьбы. Очень обаятельная, по-моему, проза, и автору удалось поймать очень свою интонацию. Телков живет в Нижнем Тагиле, печатается в «Урале», несколько лет назад стал лауреатом Бажовской премии. На фотовыставке Вадима Осипова, которая последние дни висит у нас на втором этаже, целых два его портрета, посмотрите.
А среди ваших любимых книг есть рассказы? Или книги рассказов? «Записки охотника»? «Денискины рассказы»? Или «В наше время» Хемингуэя? Есть ли, по-вашему, такие хорошие писатели, которые не умели писать и никогда не писали рассказов?.. А вообще, выходя за рамки литературы, предположу, что рассказ — тот жанр, который больше всего соответствует духу нашего времени. Не только в плане того, как важно мастерство рассказчика, это само собой. Но может быть, надо каждый свой жизненный сюжет строить по законам рассказа: как отдельный мир, замкнутый на себя. Не думать, например, что вот эта встреча — начало романа. Что у этого разговора будет продолжение. Что можно пренебречь деталями и тщательностью отделки ради содержания или ради какого-то смутного будущего. Конечно, всё то же можно сказать иначе («быть здесь и сейчас» и т.п.). Просто иногда более убедительными и приятными оказываются аргументы эстетического порядка, пробуждающие в человеке желание вот так напрямую стать автором своей жизни.
28 января, 2011 в 16:58
С детства сохранились теплые чувства к сборникам рассказов Драгунского, Сотника. Вот уж кто мастерски излагает как смешные, так и трогательные истории, причем и мораль в них не напрягает нисколько. Обожаю «Как я был самостоятельным», «Феодал» Димка»: навсегда запомнились фразочки – «А я им как хочу, так и верчу», «Ничего я по ней не сохну». Из маститых классиков люблю рассказы Моэма. Конечно, «Театр» и «Бремя страстей человеческих» — вне конкуренции, но и в рассказах его часто такие страсти…
И, кстати, сборник рассказов Бориса Телкова «Обед у Александра Васильевича» — прелесть. Чудесный язык, неожиданные ситуации – такая жемчужина в современной литературе.
31 января, 2011 в 17:22
Перечитываю сборник расссказов Скотта Фицджеральда «Таинственная история Бенджамина Баттона». Увлекательно, удивительно, ужасно подчас. И постоянная грусть об уходящем, о несбывшемся…
31 января, 2011 в 19:39
Одна из моих любимых историй — «Убийство на улице Морг». Я читала По уже поздно, в университете, но редко когда испытывала такую веру в возможности человека. Вот и правда, все звездное небо перед тобой.
Очень люблю «Маркизу д’О». В прошлом году смотрела фильм Ромера: Клейст более жесток, мне кажется. Иногда словами можно более саркастически описать реальность, и в рассказах это очень удается.
А современный рассказ я не знаю. Даже что-то читая, не вижу, как будто место занято или душа ленится.
4 февраля, 2011 в 15:16
>>Каждый свой жизненный сюжет строить по законам рассказа: как отдельный мир, замкнутый на себя.
Рассказо-терапия, просто 🙂
Действительно, иногда полезно отдохнуть от непрерывного повествования, шлейфом тянущегося за тобой с самого детства.
Раз — и «написать» рассказ авантюрный; два — и вот короткая юмореска; три — и парой страниц, небрежно оставленных на скамейке, шелестит майский ветер, полный запахов клейких почек и первой листвы.
Короткие формы еще и действуют тонизирующе: когда начало и конец так близки, трудно не проникнуться ценностью настоящего.
Рассказы Куприна люблю.
И Брэдбери.
(А у романов свое очарование. Ведь так «причудливо тасуется колода»… )
4 февраля, 2011 в 19:52
Больше всего люблю перечитывать рассказы Тэффи и Аверченко. Ни с чем не сравнятся эти искрящиеся сатирой, тонкие, умные произведения, далеко не всегда уж такие смешные по своей сути, но удивительно точно, несколькими хлесткими мазками, отображающие перипетии нашей непростой жизни. Рассказы «Антей», «Маляр», «Дураки», «Причины и следствия», «Неизлечимые», «Курильщики опиума», «Опора порядка», «Аполлон» — можно до бесконечности продолжать список этих великолепных рассказов!
Любимыми и часто цитируемыми стали фразы: «Скоро полдень, а там то да се и уже шесть часов, а после шести я должен шабашить», «А без белил мы не можем», «Он прижал ее к своей груди, и все завертелось», «У меня нет совершенно ничего общего с женой! Где ее любовь, где страсть? Третий день сижу без простокваши!», «Мне бы местечко письмоводителя», «Звали ее по-мушиному – Лидия», «Жасминовые тирсы наших первых мэнад уж очень примахались, господин околоточный…Знаем мы вас, напьются, а потом – тирсы!», «Женщина всюду и всюду вытесняет мужчину! Женщина и в школе, и в академии, женщина и в родильных домах!», «Вот вы, может быть, теперь читаете эту мистическую повесть в Ялте, а за этот самый ваш поступок где-нибудь в Архангельске сельский учитель объелся тухлой рыбой!»
Рассказ Тэффи «Взамен политики» просто незаменим для игр в интеллектуальной компании. «Почему белокурый, а не чернопетухатый?» – попробуйте, ведь не так-то просто «играть» словами. А с рассказом «Выбор креста» не мешало бы ознакомиться каждому мужчине, собравшемуся круто изменить свою личную жизнь…
Короче говоря, если у вас плохое настроение или что-то не ладится, откройте сборник рассказов Тэффи или Аверченко, и приток положительных эмоций вам обеспечен!
5 февраля, 2011 в 15:25
Путаница какая-то в русском языке с этими вашими «рассказами». Ведь рассказ это, к примеру, охотничьи рассказы или «рассказы о Ленине».
А весь прочий подобный литературный продукт логично было бы называть » короткой историей», как в английском.
5 февраля, 2011 в 17:22
Рассказ — небольшое по объёму произведение, с малым количеством героев, с одной сюжетной линией. То есть, все, что подходит под эти критерии, и можно считать рассказом. Кстати, иногда к разновидностям рассказа относят и новеллу, и очерк. Поэтому думаю, что не принципиально вычленять и разделять собственно «рассказы» и «короткие истории»:-)
5 февраля, 2011 в 18:54
А по сути «рассказ» — это то, что рассказывают. А под этот критерий подходят и повесть и роман. Как в чешском — все povídka. Хотя roman отдельно стоит. Роман — он и в Африке roman))
6 февраля, 2011 в 21:46
В рассуждениях о романе не лишней будет фраза «и все завертелось».))) Лада, спасибо, что напомнили историю про незадачливого писателя.