Две истории для детей
С 7 февраля по 4 марта в библиотеке можно посмотреть выставку «Северные королевства» о двух иллюстрированных екатеринбургскими художниками книгах для детей. Одна из них – «Эльфы военного городка» Светланы Лавровой, с двумя фантастическими историями, изданная в 2010 году «Сократом» с рисунками Наталии Худяковой. Вторая – «Тоня Глиммердал» Марии Парр, вышедшая в издательстве «Самокат» с картинками Олега Бухарова. Иллюстрации связывают год создания, место рисования и то, что они не цветные. Так два незнакомых человека оказываются на соседних сиденьях в автобусе, и можно лишь ожидать, что единство места и действия соединит их общим приключением.
«Эльфы военного городка» — история встречи эльфийской принцессы Элси и ее семьи с жителями военного поселка в сопках у границы России с Норвегией. Светлана Аркадьевна когда-то сама жила в таком вот северном военном поселке: ее мужа-врача призвали служить в артиллерийский полк. Разговаривая об этой повести, мы обсуждали, могут ли военные не удивиться встрече с эльфами. Может, военный ум действительно принял бы Привидение за новейший способ маскировки, разработанный в каком-нибудь КБ? Не от наивности, а из-за пылкого военного воображения? Русская книга — про чудеса и о мире, в котором эльфы говорят вслух, что земля вокруг изуродована людьми, рыбы исчезли, деревья зачахли, эльфы приносят семейный мир своим примирительным зельем; чудеса происходят, пока в них веришь.
Мария Парр рассказывает о повседневной жизни детей в небольшом норвежском поселении, но река и лес, горы и песни создают ощущение волшебного мира. Проблемы разрешаются вроде как сами собой, люди преодолевают боль и предрассудки — разве может быть иначе в мире, который так прекрасен? Шалости и игры могут быть посильнее говорящих котов. Вот и когда сказочная реальность текстов Светланы Лавровой воспринимается как языковая игра, упаковка, за которой выступают время от времени живые дети и живые взрослые, такому миру больше доверяешь. Мне, признаться, хочется, чтобы сказочное было обманом. Чтобы волшебники только казались волшебниками, дедушки – троллями, тетушки – ведьмами, чтобы для исправления мира не нужны были зелья, а только смелость, самоуважение, умение радоваться, чувство справедливости и ответственности. Но мой скромный опыт чтения современных русских детских книг говорит, что повседневность не очаровывает писателей, или они не доверяют ей, и хорошие герои нуждаются в помощи колдовства.
Сейчас, вспоминая школьные уроки физики, химии или немецкого языка, я сомневаюсь, не искусство ли стенографирования изучала, Fe, Ag, t и т. п., но не жалею, что были все эти разные занятия. Многое забывается, но ведь жизнь не только лишь подготовка к будущему, а возможность жить в разное время своей жизни по-разному. В 13 лет печь торты «Наполеон», а в 24 года жениться и препоручить жене все кухонные заботы. В сорок лет вдруг вспомнить, как в десять играл на трубе. Мария Парр очень хорошо это чувствует. Олег Бухаров, создавая образы героев книги и пейзажи в своих рисунках, находит ряд символических визуальных элементов, раскрывающих семейное сродство, физическую связанность близких людей, созвучие природы взглядам и мечтам человека. Эту целостность и красоту мир обретает в одной конкретной точке – в месте действия романа, у реки Глиммердалсэльв. Кажется, таким его делают сами герои романа.
Наталья Худякова часто помещает героев повестей Светланы Лавровой в пространство страницы: фигурки сами по себе, несвязанные с каким-либо местом, позируют, дерутся, играют в преступления. Рисунки Олега Бухарова похожи на арабески и эмблемки, рисунки Светланы Лавровой более реалистичны, насколько могут быть таковыми герои в условно сказочных одеждах. Но когда она берется изображать пейзажи, они приобретают одно из тех качеств, что и рисунки к роману Марии Парр: линия горизонта круглится, герои оказываются в центре вселенной, в мире уютном, честном, прекрасном. Таким его делает писательница.
В любом случае, прекрасный, устроенный мир оказывается миром книжным. Где-то в Норвегии, где-то в сказке.
Реальностью – читатели.
Тот факт, что «Эльфы военного городка» — одна из немногих книг, изданных в Екатеринбурге в прошлом году, а «Тоня Глиммердал» — первая книга с иллюстрациями Олега Бухарова.
Это прежде всего книги для детей, а мы взрослая библиотека, но кому как не взрослым важно знать, какие книги могут читать дети и с какими картинками?
(Картинка — иллюстрация Олега Бухарова).