Книга как подарок
Дарить книги сегодня (кроме кулинарных) трудно и страшно — попробуй угадать, подойдет ли, понравится ли. Да и надо ли? Это раньше, когда с книгами было непросто, радовались любому пополнению домашней библиотеки. А сейчас все активно вычищают бессмысленно разбухшие книжные собрания, и книжку дают почитать со словами: «Только не возвращайте». Но бывает и теперь, что книга и повод так идеально совпадают, что сомнений, дарить ли, не остается. Вот Новый год, он ведь опять будет. И чем ломать голову накануне, можно уже тихо начать готовиться. Как будет красиво: книга про елочные игрушки, а к ней — пара этих самых елочных игрушек из старых (если не жалко) запасов. Знатоки очень оценят.
«Историю елочной игрушки» (НЛО, 2011) написала историк Алла Сальникова. У книжки есть и дополнительное название: «Как наряжали советскую елку». И хотя речь в ней идет не только о елке советской, всем понятно, что самые волнующие, обаятельные и интересные страницы связаны именно с той елкой, из нашего детства. Автор рассказывает и о борьбе с буржуазным праздником Рождества и всеми его атрибутами, и о триумфальном возвращении елки накануне 1936-го года, и о том, как непросто налаживали производство и распространение новой елочной игрушки, начиная с шаров из электрических лампочек. Любопытные факты, характерные цитаты, очаровательные картинки. Отдельное удовольствие — находить на них свое, родное: хоккеистов и белочек, шишки и корзиночки. Некоторые из «елочных» историй, собранных и записанных автором, запоминаются навсегда. Как та, в которой дедушка, накануне нового, блокадного 1942-го года решил устроить елку для внука. «Он взял акварельные краски и нарисовал ее прямо на обоях. Потом вбил гвоздики в концы нарисованных ветвей и повесил на них елочные игрушки: «От настоящих игрушек нарисованная елка словно ожила! От нее, кажется, запахло хвоей» . Здесь и комментировать невозможно. Но в каждом таком рассказе есть вкус и запах настоящего чуда.
Непонятно мне, конечно, почему в этой книжке нет ни слова про двух братьев, которые «из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов» — всё для того, чтобы украсить свою таежную елку-красавицу. «Ладно. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали…» Слишком часто вспоминали, да? Приелось, потому что слишком очевидно? Но ведь «Чук и Гек» — не просто еще одна советская книжка, в которой наряжают елку и встречают Новый год. Для многих из нас она была и осталась первой в жизни книгой-подарком, книгой-паролем. Книгой, воспоминание о которой вдруг сближает самых неожиданных людей. Может быть, потому ее здесь и нет. Разум отключается, и какие уж тогда рассуждения про «советскую елочную игрушку как текст».
8 февраля, 2011 в 14:26
Считаю, что Гайдар незаслуженно забыт.
Помнится, в юности у меня в домашней бибилиотеке на видном месте стояли три тома Гайдара. Мои продвинутые друзья меня всячески за это высмеивали и порицали.
А мне вот кажется, что никто лучше чем Гайдар не описал мир детства, причем не инфантильно-сказочный, а серьезно-приключенческий. Где дети остаются детьми, строят снежные крепости, пьют молоко, дерутся, играют в волейбол, но и не существуют отдельно от мира взрослых. У Гайдара не существует взрослых и детских проблем и дел — все дела и проблемы общие. В том числе и украшение елки)))
8 февраля, 2011 в 14:31
Почему-то, то когда я прочитала эту статью, у меня возникли некие параллели со статей из предновогоднего выпуска журнала Русский репортер «Только для тебя
Что мы хотим сказать, когда дарим подарок» (http://www.rusrep.ru/article/2010/12/15/podarok/). Это статья — маленькое культурологическое исследование феномена дарение подарка. Особенно остро там описывается современная ситуация, когда массовая культура, серийность, глобализация стирают такие качества подарка как душевность, неповторимость, интимность связи между дарящим и одареваемым.
Как-раз моё собственное желание дарить «личные подарки» натолкнуло на мысль, что книга про елочную игрушку сама по себе уже является нетрадиционным подарком, который может быть предназначен только каким-то определенным людям (культурологам, мастерам декоративно-прикладного искусства, искусствоведам,ценителям прекрасного и т. п.). Более того, если этот подарок дариться перед новогодними праздниками, он тоже становится нетрадиционным, таким вот волшебным, открывающим новогодние тайны.
Но самое главное, что книга про елочную игрушку может стать ещё и стимулом к творчеству и созданию самодельных игрушек, которые могут впоследствии стать не только оригинальным украшением домашней елки, но и теми самимыми «личными», «интимными» подарками, о которых пишет автор статьи из «РР».
8 февраля, 2011 в 21:49
Порадовали, девочки — спасибо!
В наше время, действительно, нужен особый человеческий талант, чтобы придумать, сочинить, выбрать подарок…
У Гайдара люблю очень «Голубую чашку»…
8 февраля, 2011 в 22:17
Можно ли из книги узнать, существовал ли какой-то символический язык распределения игрушек на елке? На верхушке — звезда или фигурка ангела, а была ли какая-то магия украшения елки «к счастью», «к богатству» и т. п.?
И рассказывается ли о «литературной игрушке»? Я собираю старые овощи и фрукты, игрушечные лимоны и баклажаны, горошек и морковку. Но мои любимые игрушки — из набора «Приключения Незнайки» и белоснежный барашек из ваты с позолоченными блестками рогами, сделанный университетской подругой. Раньше елку хотелось украсить, чтобы шары и шишки красиво по ней распределялись, и у родителей я елку так и наряжаю. Но у меня шаров мало, все больше — предметы и человечки, и я стала какие-то истории «развешивать», романы в игрушках.
9 февраля, 2011 в 10:47
Ой, как у Марины всё интересно-о-!!! «Романы в игрушках» — супер просто!
У меня уже много лет назад разбилась верхушка. Новую всё время забываем купить: как спохватимся — уже некогда… Делаю красивый бант из фольги и цепляю на самую верхушку. Кто ни зайдёт, все восклицают: «Какая у вас красивая ёлка-девочка!» :))
9 февраля, 2011 в 13:00
Марина, поскольку елка символизирует ту самую пещеру, то на верхушке ее должна быть звезда, которая над этой пещерой взошла. Под звездой — волхвы, пастухи или современные их аналоги. У меня у бабушки космонавт, например, висел. И по всей елке — их дары — золото, ладан и смирна. Обычно позолоченные орешки и свечки. Хорошо бы еще что-нибудь съедобное -конфеты в красивых фантиках, пряники, яблочки. Ну, собственно, что ты хочешь подарить маленькому Иисусу, то и развешивай. И то, что игрушки у тебя рассказывают всякие истории, тоже очень хорошо. А внизу елки обязательно должен стоять вертеп с младенцем, который «игрушечные истории» будет все Рождество слушать))) в окружении родителей и животных всяких.
19 февраля, 2011 в 4:22
Почему-то в связи с подарками и украшением елки вспомнилася один из моих любимых в детстве рассказов Зощенко про Лелю и Миньку! В этом рассказе, как вы помните, речь идет о новогоднем празднике, елке и гостях. Так вот там елка была украшена разноцветными бусами, флагами, фонариками, золотыми орехами, пастилками и крымскими яблочками. И вот Леля съела чуть ли не половину этих пастилок, а Минька мог дотянуться только до одного яблочка и впику Лелище все от него откусывал.
11 июля, 2011 в 13:02
Так ко мне в библиотеку попал Заратустра Ницше и 100 лет одиночества Гарсиа Маркеса (полное имя не помню).
Каждый человек под себя собирает библиотеку
Странная все-таки фраза: “конечно, бери читать и не возвращай!” Ставит всегда в тупик. Зачем тогда книги такие вообще приобретать?