Шифф С. Вера
Существует мнение, будто Набоковы превратили свой супружеский союз в произведение искусства. Русская литература знает мало таких счастливых писательских браков. Их семейная жизнь длилась более 40 лет и отличалась редкостной безоблачностью и идеальностью. Каждый современник удивлялся этой паре и, вместе с тем, восхищался четой Набоковых, так как в современной истории не было более прочных, длительных и теплых взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
В первые дни семейной жизни Набоков составил шутливый список вещей, которые он никогда не умел и уже не научится делать: водить машину, печатать на машинке, говорить по-немецки, складывать зонт, беседовать с обывателями. Все это до конца жизни за него делала супруга.
В их бытовой жизни имелись просто потрясающие детали. Набоков так и не научился пользоваться телефоном. Он не мог разговаривать не только с обывателями, но и со всем остальным миром. От его имени всегда говорила Вера, а он стоял рядом с аппаратом.
Она вела переговоры с издательствами и уговаривала издателей идти на уступки, выбивала гонорары. Вела его переписку, ограждая от желающих познакомиться. Она писала письма, а Набоков их подписывал или просто одобрял. Многие ее письма начинались с уловки: «Владимир начал это письмо, но вынужден был в спешке переключиться на что-то другое и попросил меня продолжить…»
Когда кандидатуру Набокова рассматривали в одном из университетов, один преподаватель заметил: «Какой смысл его брать? Всю работу делает она!» Швейцарцы, соседи Набоковых в Монтре, отмечали, что в окне за машинкой они видят горделивый профиль Веры. Это порождало уже другие слухи, что пишет романы именно она, а не Набоков.
На людях Набоковы в одиночку никогда не появлялись. Рука об руку они прошли вместе свой совместный жизненный путь. У них были на двоих один дневник, один ежедневник, одна записная ручка… Вера Набокова была критиком, секретарем, переводчиком, слушательницей, редактором, душеприказчиком писателя. Сам Набоков считал её своим двойником, человеком, созданным по одной с ним мерке. Она слушала, писала письма, говорила, выступала за своего мужа, создавая его образ. Во многом надменный, недоступный и саркастический «В. Н.» был ее творением. Она делала все возможное, чтобы Набоков жил не во времени, а исключительно в искусстве.
Сегодня трудно переоценить роль этой женщины в жизни и творчестве Набокова. Обычно жена писателя — это только лишь жена писателя. Его ангел-хранитель, правая рука, тень, которая должна держаться в почтительной близости к своему супругу, всю свою жизнь оберегая его Дар и оставаясь в тени для того, чтобы ненароком не смешать быт и искусство, сохраняя в глазах поколений миф о Великом Творце.
В своей книге Стейси Шифф показывает, что Набокова, возможно, и не было бы без его Веры, что определение «муж Веры Набоковой» имело бы более достоверное отношение к характеристике писателя, нежели наоборот, так как она, по сути, явилась главным изобретателем образа и творчества писателя.
Книга Стейси Шифф будет интересна каждому, кто интересует не только ключевыми подробностями жизни и творческого наследия Набокова, но и психологией взаимоотношений тех редких мужчин и женщин, которым, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства и веяния времени, удается пронести исключительную любовь друг к другу через весь жизненный путь.
Шифф С. Вера, — М.: Издательство: КоЛибри, 2010 г. — 672 с.
Б2305054-КХ
Статьи:
Денисова С. Жена Набокова
Метки: Мемуарная литература, художественная литература
14 февраля, 2011 в 18:08
Прочитала с большим интересом, о многом не знала.
Перефразируя известное высказывание: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина».
16 февраля, 2011 в 13:52
«У них были на двоих один дневник, один ежедневник, одна записная ручка…»
Какой ужас. А дышал-то он хоть самостоятельно? ))
20 февраля, 2011 в 23:21
Я бы даже сказала — всему, чего достиг великий мужчина, он обязан своей женщине 🙂 А ведь семья Набоковых тоже переживала свои взлёты и падения, однажды даже чуть не произошло расставание. И лишь во многом благодаря мудрости и терпению жены удалось сохранить семью (и творчество?) — раз и навсегда. Всем женщинам есть чему поучиться у Веры Набоковой. А подробности — в книге! 🙂
21 февраля, 2011 в 0:20
А сюжеты? Сюжеты-то чьи?