Книги 1930-х годов
Парадная книга Страны Советов / вступ. ст. Михаила Карасика ; сост. Михаил Карасик, Алексей Морозов, Александр Снопков. — М. : Контакт-культура, 2007. — 256 с. : ил. — Библиогр. : С. 40 — 42.
Наконец приобрела «Парадную книгу Страны Советов» — приходите ее читать. Книга является каталогом отчетно-пропагандистских изданий 1930-х годов, некоторые из них бытовали как подарочные, другие выпускались большими тиражами и попадали в домашние и публичные библиотеки. Представлены также отдельные издания 1920-х и 1940-х. Всего 53 русскоязычных и 12 иноязычных, но изданных в СССР, книг, но и о некоторых других изданиях, например, известной книге «Ленину. 21 января 1924» (1924) рассказывается во вступительной статье. Здесь представлены великолепные издания «Рабоче-крестьянская Красная армия» (Изогиз, 1938), «Пищевая индустрия» (Огиз-Изогиз, 1936), «Жены инженеров» (Огиз-Изогиз, 1937) и т. п.
Во вcтупительной статье художник Михаил Карасик пишет о восприятии книги сталинского времени, о недооцененности альбомов об успехах СССР: воспринимаясь как идеологические фальшивки, они не толпятся в отделах редких книг как образцы утонченного книжного искусства. А зря. Михаил Карасик смотрит на эти издания, держа в уме и футуристическую книгу, и книгу художника, и иронические работы Комара и Меламида и концептуалистов, и историю книги в целом.
Во-первых, «эстетизация прошлого, поиск большого стиля — это не столько недомыслие и тотальная близорукость целого народа, который не может покаяться, признать свою неправоту, сколько его защитная реакция, ведь с этой страшной историей надо как-то дальше жить.» (С. 4)
Во-вторых, и это очевидно: книги эти устроены отнюдь не просто — с продуманным макетом, с великолепными динамичными по композиции, пронизанными светом фотографиями (нынешним альбомам об успехах заводов и прочих компаний так не хватает именно таких кадров), с разными придумками в виде кармашков, окошек, занимательных графиков. Но даже устроенные традиционно, они притягивают фантастическим своим содержанием и иллюстрациями. Их рассматривание дает часто сильный эстетический опыт.
Третье — само содержание этих книг, представленная в них воображаемая вселенная, разлитая в них радость. Можно ужасаться лжи и страшиться абсурда тотальной власти и той прозрачности и однозначных значений, что она приписывает миру. И опять же переживать чтение этих книг как эстетический опыт.
Как ни странно, самым известным из рассматриваемых изданий является «Книга о вкусной и здоровой пище» 1939 года. И этот факт делает очевидным неопределенность того явления, что описано как «парадная книга Страны Советов». Также как неоправданной кажется публикация на полях фашистских книг: слишком однозначный задается контекст. Я бы сказала, что изучаемым книгам подобны журналы о моде и образе жизни. Плоды работы Алексея Бродовича для «Harper’s Bazaar» и «СССР строит социализм», выпущенный «Изогизом» в 1933 году (художник — Эль Лисицкий), имеют не меньше точек пересечения.
К сожалению, в книге отсутствуют ссылки на собрания, в которых составители обнаружили данные книги. Интересно посмотреть, много ли таких книг есть в наших фондах.
Как видите, книга дает повод как для все новых исследований советской книги 1930-х годов, так и для прояснения тех критериев, что требуются для признания ценности книги и большого периода в истории книги. И это тот случай, когда разные подходы применимы: можно видеть в прошлом те явления, что актуальны для дня сегодняшнего и быть захваченным современными дискуссиями и политикой, можно историю вопринимать эстетически, предполагая, что только так и вопринимается фрагментарно, частями являющееся в настоящем прошлое.