Электронные услуги Белинки
приведены в качестве позитивного примера в издании, посвященном исследованию библиотечно-информационных услуг:
Елисина Е. Ю. Электронные услуги библиотек / Е. Ю. Елисина. — СПб: Профессия, 2010. — 304 с.
Во-первых, в книге сообщается, что наша библиотека одна из первых в стране (ноябрь 1996) открыла Интернет-центр (с. 95).
Во-вторых, отмечается, что Белинка дает возможность создавать контент пользователям страницы «Виртуальная библиотека» (с. 172).
В-третьих, текст раздела сайта «О библиотеке» высоко оценивается с точки зрения краткости и внятности, а в разделе сайта «Белинка. Инструкция по применению» информация признается доступной и занимательной для пользователей (с. 197).
В-четвертых, блог Белинки, появившийся в мае 2007 г., очевидно, является одним из первых корпоративных библиотечных блогов (с. 206).
Эта монография есть в справочно-библиографическом отделе, а также, по-видимому, в отделе книгохранения. В электронном каталоге описания этой книги нет, хотя в отдел она поступила.
Еще одна цитата: предоставление электронного каталога на фонд аналоговых документов локальным и удаленным пользователям является базовой услугой современной библиотеки (с. 175).
Метки: электронные услуги
11 апреля, 2011 в 15:09
Приятны упоминания про нас. И автор тоже приятно знакомый.)
Правда, виртуальной библиотекой уже почти не занимаемся. Видимо, проходит слишком много времени от написания книги до ее издания, а тем более, до попадания в фонд библиотеки.
12 апреля, 2011 в 9:22
Интернет-центр, у вас же юбилей — 15 лет! Это надо отметить! Все-таки, первый в стране!
12 апреля, 2011 в 10:57
Официальная дата — 1 апреля 1998 года (приказ о создании отдела). Поэтому юбилей отменяется )). А «выдавать» читателям интернет, действительно, начали в конце 1996 года.
6 мая, 2011 в 13:22
Уважаемые коллеги, спасибо, что помните меня и что читаете книжки по библиотечной тематике. Редко кто на это отваживается, в большинстве случаев, если только сам что-то пишет. Хотела бы уточнить 2 момента. Добавление ссылок в виртуальную библиотеку — деятельность пользователей, организованная Белинкой, было практически единственным мероприятием в российских библиотеках, которое можно с большой натяжкой отнести к дванольной парадигме развития библиотеки ( использование для создания контента документов, присылаемых пользователями). С натяжкой – потому, что сама технология не была дванольной. Но само по себе это маленькое событие можно считать знаковым, т.к. оно показывает, что наши библиотекари интуитивно чувствовали потребность задействовать инициативу своих пользователей, хотя еще не хватало знаний и умений. Правда, сейчас все всё знают про Библиотеку 2.0., но никаких интересных проектов, увы, не появляется ( м.б. за исключением социально ориентированных электронных каталогов).
Теперь про создание Интернет — центра. Я пишу в книге о том, что благодаря грантовой поддержке ряда благотворительных зарубежных фондов в библиотеках России стали появляться интернет — классы или интернет — центры. И только позже библиотеки стали сами организовывать подразделения, работающие с интернет-ресурсами. На сайте Project Harmony http://sites.iatp.ru/site.php?idsite=23&lang=RUS#events можно увидеть как все это начиналось: «Интернет-центр был открыт в рамках проекта US — Eurasia Internet Access and Training Program (IATP) — расширения доступа к сети Internet Американским Советом по международным исследованиям и обменам IREX и Свердловской областной научной библиотекой им. В. Г. Белинского в ноябре 1996 года. Проект был реализован при поддержке Информационного Агентства США USIA . С мая 1999 года нашим партнером стала некоммерческая американская организация «Прожект Хармони Инк». Ежемесячно класс посещает более 1000 человек. На территории Интернет-центра проходят долгосрочные и экспресс-курсы для выпускников обменных программ, учителей, библиотекарей. .Координатор: Каримова Фарида Рафаиловна.
6 мая, 2011 в 13:37
Елена Юрьевна, рады видеть Вас на нашем блоге! )
Да, про открытие центра так и было. Просто я отвечала нашим же коллегам о юбилее — что дата еще не наступила. Больше года Интернет-центр существовал, обслуживал пользователей, но структурного подразделения в штате библиотеки не было. Мы — два сотрудника- числились в других отделах.
Про виртуальную библиотеку… Очень жаль, что мы это направление перестали развивать. Но надеемся, что многочисленные перспективные проекты нам позволят привлечь инициативу пользователей. ))
6 мая, 2011 в 13:44
Елена Юрьевна, спасибо за книжку. Прочитана вся, а не только строки о Белинке. ))
6 мая, 2011 в 14:36
Девочки, скажите честно, перестает народ в библиотеку ходить?
6 мая, 2011 в 21:12
Я считаю, что «ходить на сайт» — это тоже ходить в библиотеку. Как бы еще убедить в этом вышестоящие структуры…. Виртуальное посещение биб-сайта и интернет-проектов очень даже замечательное. Если суммировать виртуальных и физических посетителей — то цифра будет в несколько раз превосходить посещение библиотеки в доперестроечный период. Тем паче, что виртуальные услуги сейчас более спрашиваемые….
Надо бы что-то поменять в наших отчетных стат. документах, может, федеральные библиотеки нам в этом помогут? )))
7 мая, 2011 в 10:14
А у нас такой книги нет 🙁
Многие говорят, что посещаемость сайта библиотеки гораздо выше реальной посещаемости библиотеки, и поэтому стараются не только наполнять фонд новыми книгами, но и сайт актуальной и интересной информацией 🙂
11 мая, 2011 в 0:53
Маргарита, отчасти Вы правы, на некоторый переходный период показатель посещаемости библиотек должен быть интегративным, он должен побуждать учредительные органы финансировать библиотеки на должном уровне. Но долго ли так может продолжаться? В какой-то момент весь контент станет электронным (все книги, все журналы), дешевым, сменится 1-2 поколения пользователей, и всё, библиотеки как центры чтения станут не нужны. Некоторые западные специалисты полагаютют, что основная часть публичных библиотек трансформируется в «территорию образовательных и креативных процессов».
Екатерина пишет про некую актуальную и интересную информацию на сайтах библиотек. Это все-таки редкое исключение для российских библиотек. Мне очень нравится, как подана информация о книгах и рукописях, хранящихся в Британской библиотеке. На таком сайте действительно интересно задержаться. Если рассмотреть повнимательнее статистику «заходов» на сайт , например, РГБ, то она показывает, что львиная доля пользователей идет в каталог и эл. библиотеку, остальные страницы сайта не столь привлекательны для пользователей. Но с годами всех этих пользователей у нас отберет Гугл, к гадалке ходить не надо. Поэтому вопрос о том, какая она, эта актуальная и интересная информация для пользователей на сайтах библиотек, остается открытым. Так же как и вопрос о том, что делать в пустеющих залах библиотек.
11 мая, 2011 в 8:43
Да, я уже потом поняла, что написала шаблонную фразу про «актуальность и интересность». Но ведь библиотеки действительно стараются это делать.
Что касается каталогов, то ведь даже библиотекарей редко интересует на сайтах что-то иное.
Мне кажется, что основная проблема сайтов библиотек в том, что если на них и есть что-то полезное, то его очень сложно найти без помощи поисковика. Поэтому, может так случиться, что гугл не отберет у нас этих пользователей, но наоборот — приведет их на сайт (было бы только к чему приводить…)
11 мая, 2011 в 9:18
Да, народ ходит в каталоги. Но страшно далеки они от социально ориентированных. Где адекватные аннотации, раскрыто ли содержание, есть ли возможность сортировки по степени релевантности и т.д.?
Хотя с другой стороны, народ не перестал еще заниматься наукой и просит помощи в поиске. Трудно, например, доктору что-то найти самому по теме исследования.
11 мая, 2011 в 9:29
Гугла, конечно, сила могучая ). Но останется и фонд (все не попадет в сеть), а главное — останутся мозги информационщиков. Даже если следующий виток развития интернета (3.0 и т.д.) — это сообщества экспертов, то «библиографы + бумажный ресурс под рукой + анализ электронных ресурсов» = великая сила в информационном деле. Уж какие гики к нам обращались! ))
Про статистику: у нас каталог и полнотекстовые ресурсы на сайте очень посещаемые, но сервисы и коммуникации — еще больше посещаемы.
11 мая, 2011 в 17:20
Маргарита, обострим дискуссию. Вы о каких сервисах говорите? И что такое «коммуникации» в Вашем контексте? Я полагаю, что сервисов всего 2 — ВСС и ЭДД. Сколько запросов там выполняется ежедневно? Кот наплакал ( по сравнению с запросами в ЭК).
11 мая, 2011 в 18:19
Коммуникации — блог и форум. Правда, на форуме практически одна тема живая, но работает. К сервисам я отнесла и онлайн-услуги, и путеводители всевозможные. В лидерах посещения сайта: Блог, Виртуальная библиотека, Форум, дальше — Белинка.Инструкция — путеводитель, Каталоги рос. библиотек — путеводитель, Виртуальная справка, Заказ книги «Комплектуемся вместе»; и новый проект — Поступления в фонд по теме. Последнее, конечно, по содержанию — то же, что и в каталоге. Но сервис в том, что создано удобство для пользователя — новинки по теме, которая его интересует. И можно получать по rss 2 раза в месяц. И не только список книг, но и журналы, электронные ресурсы.
Сервис в моем понимании — это любовь к пользователю и создание ему благоприятных условий. Где-то — привлечь в библиотеку (Новые поступления), где-то — сориентировать в интернет-навигации. Или почувствовать себя сооучастником в значимых процессах — комплектуемся вместе.
12 мая, 2011 в 1:40
Google уже пришел на наш сайт: он помогает искать, но ничего не производит. Я вот иногда сталкиваюсь с тем, что разыскивая в сети информацию по какой-то теме, вижу ссылки на сайт Белинки и мною же написанные сообщения. Они небольшие, мало кому интересные, маргинальные тексты. Но меня как читателя возвращают поисковые системы к моим же текстам. Понимаю, что это похоже на блуждание в чужом лесу, но, возможно, библиотекам не стоит отдавать Google все издательские функции? Тем более, мир не сможет быть настолько универсальным, однотипно каталогизированным.
Елена Юрьевна, на Ваш взгляд, может, сайтам библиотек развиваться как журналам? Рассказывать не о библиотеке только, а о мире?
12 мая, 2011 в 8:35
Про «обострим дискуссию» — до меня дошло, почему наши мнения расходятся. Я приводила в пример общую статистику — и по прямым ссылкам, и заходы через поиск на наш сайт. Причем, нас (создателей-держателей сайта) больше радуют, конечно, заходы после гуглов-яндексов (и эти цифры растут с каждым годом). А с прямыми ссылками никто с каталогом, наверное, не сможет тягаться. Сами не раз за день к нему обращаемся. Еще напрямую ходят на страницу электронных ресурсов (базы по подписке) — и мы, и читатели. И в Новости (практически все наши сотрудники через новостную ленту на сайте узнают о том, что происходит в библиотеке, мне так кажется :). Вот три лидера «прямых ссылок».
В результате, я оказалась согласная со всеми — с Еленой Юрьевной (каталоги впереди), Катей и Мариной (гугл все же нам в помощь)