Выставка «Пересечение орбит»
Большинство екатеринбургских выставок к 50-летию полета Юрия Гагарина — про последствия, восприятие и мечты. До 24 апреля в Екатеринбургской галерее современного искусства работает выставка «Пересечение орбит». Задуманная совместно с НПО Автоматики как «попытка объединить интересы технической и художественной элиты», выставка связывает успехи освоения космоса с интересом общества к этой проблематике. Грубо говоря, когда художники говорят про космос – есть успехи, когда общество забывает про космос, воспринимая полеты, спутники и т. п. как нечто само собой разумеющееся и где-то там происходящее, успехи улетучиваются. «Все, что связано с космосом, в сознании современного российского человека прочно ассоциируется с советским периодом нашей страны», — пишет в буклете выставки маркетолог Ирина Пономарева. Замысел выставки интересный.
На выставку собрали работы разных лет, но ретроспективой космической темы в уральском искусстве ее не назовешь. Замысел интересный, но выставка больше похожа на старинный салон: что собрали, то и повесили. Экспозиция настолько странная, что не очень ясно, о чем вообще выставка.
На видном месте — картина Александра Бурака «Возвращение космического корабля на Землю» 1967 года: рядом также — эскиз, описание истории создания и снимок, на котором художник с космонавтами Леоновым и Беляевым. Современные художники имеют дело не с жизнью и конкретным событием, а с газетно-журнальной развлекательной реальностью (газеты и факты? бывает ли такое?!): Гагарин и Стрелка осваивают Луну, человек в скафандре как самая модная модель сезона «позирует» и рассмотрен с разных ракурсов. Сегодня космический сюжет: это «Земля в иллюминаторе», «И на Марсе будут яблони цвести…» Нет портретов нынешних космонавтов, живых и ярких фантазий о том, зачем человеку летать в космос. Тяготение земных песен и земной индустрии развлечений — вот такая у искусства орбита.
В центре же пересечения орбит (из тогда и сегодня) можно было бы поместить забавный объект Сергея Лаушкина «Спутники человека»: игра слов и образов возвращает нас к бидермайеровской Вселенной, в которой космос и небесные тела — нечто для вздохов под луной и сельхозкалендаря.
Мне на выставке понравились работы Вячеслава Бурмистрова, похожие на кадры из мультфильмов или иллюстрации к книгам холсты про иные миры.
Там цветы — как сосны, пауки и насекомые — как быки, люди в летающих тарелках – букашки. В этих фантазиях мало технического, но много сказочного — чудесное явление разнообразной в своих формах Вселенной.
Может, если бы авторы выставки строже отнеслись к выбору работ и устройству экспозиции, к созданию связей между работами, выставка могла бы стать событием в презентации того, как свердловские и екатеринбургские художники говорили и говорят о космосе, и как эта речь пересекается с реалиями космонавтики. По-моему, сегодня пересечений не вышло – одни несколько случайные столкновения. Но можно ли обнаружить в пространстве картин Бурака и Бурмистрова и шуточных объектов Лаушкина пересечения между искусством и современной космической программой? Имея дело даже с работами тех художников, для которых, как для Вячеслава Бурмистрова, космическая тема 0 одна из основных в течение жизни, очень легко пересечения перепутать с робким юбилейным интересом. К сожалению.
Метки: космос