Белинка вышла в люди: людей посмотрела, себя как показала?
С недавнего времени библиотека Белинского нашла для себя новую форму работы с читателями. Мы стали участвовать как «мобильная библиотека» на разных тематических выставках в выставочном комплексе «ИНЭКСПО» на Громова 145. Мы уже посетили кулинарную выставку, машиностроительную, домостроительную, впереди энергетическая и дальше планируем участвовать в подобных мероприятиях. Однако, совсем не хочется писать поэтический текст о том, какие мы молодцы и умницы. Наоборот, хочется критически посмотреть со стороны на нашу работу.
Начнем по порядку. Выставки в «ИНЭКСПО» специализированные, участвуют и посещают такие мероприятия в основном работающие в той или иной сфере, случайных интересующихся мало, просто прохожих практически нет. Что показывает практика?
Представленные фонды.
1. Наша популярная литература интересует только любителей. Большинство информации из таких книг продублировано в Интернете, хороши они только иллюстративным материалом, нужны людям для одноразового использования. Если такая литература интересна специалистам, то большинство изданий нужны им для постоянной работы, поэтому книги покупаются в магазинах. Так, например, вышло с ландшафтными дизайнерами.
Практика показывает — популярная литература особой ценности на выставках не имеет.
2. Специализированная литература. Студенты и преподаватели чаще стали пользоваться электронными изданиями, тем более, сейчас многие книги доступны в сети или оцифрованы библиотеками ВУЗОВ. Такому сегменту пользователей нужна новая современная литература или редкие издания. Большинство посетителей и участников выставки тоже предъявляют подобные требования к нашим фондам. Чтобы не говорили о старых и фундаментальных трудах былых времен, таких трудов не много, и их нужно тщательно отбирать, пользуясь рекомендациями специалистов.
Практика показывает — чтобы быть полезными и нужными, надо комплектовать и представлять фонд, исходя из реальных потребностей читателей. Привлекать к работе специалистов. Возможно, одной из форм станет «Совет читателей», в который войдут специалисты (практики и теоретики), студенты и постоянные читатели библиотеки. При растущей конкуренции с электронными изданиями, нам нужно оставаться актуальными, чтобы не стать архаизмом.
На выставках мы нашли для себя новый сегмент читателей. Это малый и средний бизнес. Несмотря на то, что предприниматели — люди занятые, работающие порой сутками, без выходных. Они очень интересующиеся люди, нацеленные на самообразование и саморазвитие. Вообщем, для нас, это были бы отличные читатели.
Практика показывает — что мы можем предложить малому и среднему бизнесу? Какие услуги заинтересуют предпринимателей? Может, стоит задуматься о том, что люди готовы платить, и воспользоваться этой возможность? Предоставить им более дорогой абонемент с более качественными услугами. Придут такие читатели, увидят реальную работу — принесут деньги, а может и свои инновационные идеи в библиотеку. Я думаю при хорошей и правильной работе Белинки, такое взаимодействие поможет нам найти спонсоров для развития и процветания.
Дальше хочется сказать, что при подготовке к таким выставкам мы столкнулись с полным равнодушием коллег. Участвуют всегда три отдела – отдел периодики, культурный центр, отдел фондов и хранения. Это далеко не вся библиотека. Это далеко не все, что можно показать людям, о чем рассказать, чем гордиться. Наверное, только при коллективной работе библиотека может лучше показать себя.
Мы просто призываем (вот и до поэтических текстов добрались) всех присоединиться к работе над выставками, собирать информацию о своих мероприятиях, готовить фонды (если есть что показать), участвовать в привлечении специалистов (воспользоваться личными связями).
Практика показывает — ПОМОГИТЕ КТО, ЧЕМ МОЖЕТ!!! Особенно хочется показывать на выставках, что библиотека идет в ногу со временем. У нас есть электронные ресурсы. Давайте их пытаться вывозить и привлекать ими читателей. Может можно записать на один IP адрес ноутбук, и давать возможность читателям работать с базами прямо на выставках?
В завершении: я молодой специалист, энтузиаст, уверенный в том, что библиотека может быть актуальной. Это статья — субъективное мнение. Я критику восприму спокойно, но факт остается фактом – читателей мало, имидж библиотека теряет, особой необходимости в Белинке не видит даже правительство, работать молодые специалисты сюда не идут.
Метки: Белинка, выставки
22 апреля, 2011 в 13:56
Женя, подписываюсь под каждым словом!
Про электронные ресурсы — опыт «вывозить» полнотекстовые научные базы уже был, где-то лет 5 назад. Не скажу, что очень продуктивный. Но нужно искать какие-то более «изюмистые» ходы, а не только демонстрация баз. Людям нужны не наши ресурсы, а ответы на собственные вопросы (т.е. конкретное удовлетворение их запросов).
Про новый сегмент — это может быть не только бизнес, но и наука. Которая, в свою очередь, местами неплохо финансируется, и в которой не всегда есть грамотные информационщики. Вот то, чем мы всегда будет «впереди планеты…» — это способность найти то, что нужно (а не просто обладать инф. ресурсами). Знаем по опыту, что людей с таким информационным чутьем в различных сферах деятельности совсем немного. И поэтому к нам обращаются и бизнесмены, и исследователи, и производственники. Но эти обращения — частного характера. Как поставить на поток? Как сделать качественную информационную службу для региона? Женя, Вы очень подвижная, умная девушка. И какое счастье, что «молодой специалист, энтузиаст» со свежим взглядом на такую мощно-твердо-каменную систему, как библиотека. Дерзайте! ))
22 апреля, 2011 в 14:11
Рита, поскольку с ресурсами Белинки как таковыми я не работаю. Мне очень сложно представить весь процесс. Например, у меня сразу возникает вопрос. Как и где мы можем искать инофрмацию, если у нас старые фонды?С какими вопросами к нам обращаются бизнесмены?
Где и как мы ищем эту информацию? как потсупают частные запросы?
22 апреля, 2011 в 14:14
Перед тем, как готовиться к выставке прочитайте ссылку http://www.uv66.ru/vys/text/energo_2011/port_energosber_2011/ и еще http://www.uv66.ru/vys/text/energo_2011/sov_exp_energo_2011/ и письмо, которое я отправила на ваш e-mail.
22 апреля, 2011 в 14:20
Ссылку читала ещё при подготовке к первой выставки. Чтобы следовать описанному плану, наверное нужно все делать коллективно.
22 апреля, 2011 в 15:12
«Как и где мы можем искать инофрмацию, если у нас старые фонды?»
Евгения, заходите в справочно-библиографический отдел — готовы дать консультацию по поиску информации вообще и по подписным ресурсам Белинки
22 апреля, 2011 в 16:15
Есть ссылки, есть книги, в которых написано очень много про то, как готовиться к выставке, работать на выставке и с клиентами после выставки. Но. Как я вижу, проблемы тут гораздо шире. Ну невозможно на одного сотрудника (даже на трех) «повесить» всю эту работу. И я бы не стала взывать к сотрудникам и 20-ти отделам нашей необъятной библиотеки, я бы попросила поддержки у менеджеров. Планирование этих мероприятий должно осуществляться, как мне кажется, именно в среде управленцев, а не исполнителей. Проблема: понятно, что делает коммерческая фирма на выставке — ей в итоге надо больше продать. А мы? Нам надо людям навязать практически беспатные услуги. А это гораздо труднее. Вот ваша компания из трех отделов поработала на выставках и вы все стали более клиенто-ориентированными. Хотелось бы, чтобы библиотека в целом (как бы хотелось, чтобы она всегда была «в целом») — стала клиенто-ориентированной.
А по поводу того — как искать, где искать, какие ресурсы — это, конечно, надо вникнуть, походить по отделам. Возможностей очень много, нет веры в их продвижение. Но в Вас, Женя, мы верим )) Приходите в справочный и в интернет — мы Вам столько интересного расскажем! ))
22 апреля, 2011 в 17:09
Спасибо за материал, очень полезен. Мы тоже раздумываем над участием в выставках-ярмарках
22 апреля, 2011 в 20:38
Спасибо большое за поддержку. Очень хочется верить, что мы все-таки продвинем Белинку «в массы»
23 апреля, 2011 в 23:16
Я еще более пессимистична, чем Женя.
1. Рита права, людям часто нужны ответы на вопросы, а не список книг, в которых их можно поискать, но в которых их может и не быть. Судя по выставкам и общению с теми «читателями», для которых я подбираю книги, делаю справки, библиотека должна быть конгломератом специализированных кабинетов. Можно что-то найти, но как оценить найденное? Этот вопрос важен и для комплектования, и для справочного обслуживания. Представим кабинет фотографии: все документы (и периодика, и фотокарточки, и книги на русском и на иностранных языках) вместе — это уже пространство для работы и для встреч. С этой точки зрения краеведческий и музыкально-нотный отдел приближаются к идеальному типу специализированной библиотеки (еще бы больше современной музыки, в том числе неакадемической, больше пространства, техники, в том числе звукозаписывающей, и музыкально-нотный отдел был бы идеальной музыкальной библиотекой). Или, например, во французском зале можно найти книги французских авторов на русском языке, что логично (пусть это будет не зал книг на французском, а зал французских книг) и удобно (позволяет брать книги на абонемент, который в этом отделе есть). Важна при этом возможность такого личного обслуживания, когда можно попросить рекомендацию, позвонить в субботу, списаться через в контакте и т. п. Ведь в небольших библиотеках это есть!
2. Востребована библиотека как пространство. В принципе, мы могли бы «выдавать» пространства. У нас в читательском конкурсе историй о библиотеках побеждал роман, в котором новый директор библиотеки весь первый этаж отдал под кафе, перенеся книги в иные залы. Буфет, кабинеты для небольших дискуссий, лекции и т. п. Одна из читательниц однажды мне жаловалась, что в иностранном отделе есть сложно брать книги по искусству — там фильмы показывают, к полкам не подойти; и она же спустя неделю сказала: как здорово, что у нас тут — телемост с Японией, там — люди говорят по-французски, в другом месте — слушают лекцию о Германии. В этом году постоянно спрашивают про возможность собраться в библиотеке.
Другое дело, что при наличии пространств де юре мы из-за затянутых ремонтных работ сейчас имеем нерабочие площади. (Сегодня была на архитектурной экскурсии, там горько шутили про крышу библиотеки, приводя нас как пример недобросовестной реконструкции — и я, заметьте, была просто экскурсантом в автобусе).
3. Должны ли мы продвигать идею универсальной библиотеки, в которой все структурировано в соответствии с логикой экономного размещения и каталогизации (малые книги с малыми, по инвентарным номерам, вместе иностранные, периодические издания и т. п.)? Существовавшая когда-то система специализированных залов кажется сегодня более успешной. (Впрочем, это мое суждение связано с личным опытом в специализированной библиотеке, но, вероятно, есть и исследования).
23 апреля, 2011 в 23:35
Юля, если есть возможность, участвуйте!
Я опущу пользу для читателей (например, они могут записаться бесплатно), пользу для библиотеки в привлечении читателей (судить рано) и скажу о пользе для библиотеки в осознании своей роли и оценке фонда и правил работы.
В прошлом году мы участвовали в выставке «ИННОПРОМ»: стенд наш разместили среди строительных фирм в малолюдном углу. Мне казалось, я хозяйка лавочки на небольшой улочке, лавочка открылась, и я одинокая стою и жду покупателей. Обычно забываешь о том, сколько равнодушных к библиотеке людей проходит мимо по Белинского каждый день.
Кроме того, можно понять, как отлажены связи между отделами. На кулинарной выставке один из записавшихся стал жаловаться, что он-де оставляет свой адрес эл. почты, но никаких новостей библиотеки не получает. Я его не поняла, пока не взяла в руки анкету, заполняемую при записи. Там есть пункт: оставьте эл. адрес, если хотите получать новости. Какое-то количество читателей этот адрес оставляло. Анкеты собирались в папки и ставились на полки. Когда мы (наш отдел) это узнали, Женя ввела около тысячи адресов, чтобы подписать желающих на наши новости. Это больше похоже не на консолидированную работу разных отделов, а на «Чип и Дейл спешат на помощь». Рекламу той или иной услуги или события надо продумывать на стадии замысла. А наличие специализированных залов не отменяет того факта, что библиотека одна.
Выставка — испытание самой идеи библиотеки, по-моему.
Раньше мы участвовали с презентацией Белинки через продукт (на стенде представлялась, например, Семантическая библиотека), попутно раздавалась реклама библиотеки. С этого года тип другой — мобильная библиотека с пунктом записи и тематической подборкой документов. Мне этот тип стенда нравится больше, хотя он затратнее, требует больше усилий.
Еще пару лет назад я пробовала еще один тип стенда: http://book.uraic.ru/news_topic/2007/10/209 Мне хотелось тогда представить через работы художников идею библиотеки, показать эти замечательные видеоработы. На третий день работы выставки один из посетителей меня спросил, проекторы какой марки я продаю.))) Никто, видать, от библиотеки не ждал ничего оригинального и эффектного, никаких работ художников (как ждали бы от музея). Но я по-прежнему думаю, что это не тупиковый путь.
Мы еще можем экспериментировать, потому что нас поддерживает выставочный оператор и бесплатно предоставляет стенд и оборудование (как-то считали — на 90 тысяч рублей, между прочим).
24 апреля, 2011 в 10:13
Побывала на такой выставке впервые в качестве библиотекаря (до этого приезжала в качестве музейщика). Неприятно поразила дико-возбужденная реакция посетителей: «Что продаете?». Их, наверное, можно понять. Такие выставки предполагают именно продажу. Но все-таки, все-таки…
Нужно что-то придумать с полиграфической рекламой. На фоне цветного разнообразия строительных магазинов и фирм, наши листочки смотрелись бледно и неубедительно. Листы формата А4 заинтересовавшимся приходилось мять и сворачивать. Мне кажется, что пора нашу рекламу делать современной и яркой!
27 апреля, 2011 в 20:51
Всё что не делается, всё на пользу.Не обязательно быть читателем в библиотеке, можно быть пользователем тех же рассылок.