О временах и болезнях

Пару дней назад смотрела передачу, в которой обсуждали ЕГЭ по литературе. Один из самых горячих критиков (а критиками там были почти все) заявил, что экзамен этот может сдать только Молчалин, а Чацкий просто встанет и выйдет. Смех, аплодисменты. Публике напомнили, что горе той компании, где работают одни Чацкие и что Молчалины тоже, в общем, могут на что-то сгодиться. Эту тему развивать не стали, возразить нечего, мысль бесспорная. Но я подумала о другом. У меня, например, никогда не было уверенности, что Чацкий… как бы это сказать… вполне нормален. Сказать, что он просто горяч, просто честен, просто неудобен в общении, потому что слышит только себя — это, по-моему, не вся правда, есть там что-то еще. Я не пытаюсь никого опорочить. Тем более, уж в нашем-то с вами мире слово «безумный» скорее комплимент. Человек без странностей подозрителен. Интересны персонажи, у которых есть свой «феерический пунктик» (выражение Вячеслава Курицына) или  диковатое хобби. Интересно безумие — и неважно, подлинное или умно разыгранное. Подчеркнутая внешняя нормальность интересна только как нечто, прикрывающее внутренний хаос. Но если и внутри у тебя так же прибрано, как снаружи — плохи твои дела.

Для убедительности вот цитата из интервью писательницы Василины Орловой,  умной и красивой девушки, главного редактора интернет-журнала «Органон». «Надо сказать, шизофрения в «творческой среде» получает порочное социальное одобрение. Легкий «сдвиг по фазе» в целом приветствуется, «безумный» употребляется как положительный ярлык, зачастую встречает одобрение и понимание рисовка, истерика, наигрыш. Но в любой среде будут поощряться какие-то, пусть иные, типы психических смещений». Современная литература перенаселена  чудаками и маньяками,  юродивыми и психопатами, людьми странными, жалкими и просто нервными. Новая повесть Орловой называется «Больная», и там тоже об этом. Что литература —  на жизнь вокруг посмотрите! Предпоследний номер «Русской жизни» весь посвящен теме безумия. Там и разговоры со специалистами, и истории из жизни, жуткие и печальные, и эссе. Всё это интересно, но меня особенно зацепил небольшой текст Максима Семеляка «Делай Ю-Ю», мало того что точный и смешной, но как-то очень хорошо сделанный.

А самое грустное, что  никто же ни от чего не застрахован. Ведь это нам только кажется, что мы-то с вами никогда не попадемся в такую смешную ловушку, в какой оказалась умница Софья Фамусова. Пока умные мужчины  горячатся, обличают, негодуют, уезжают, не сомневаясь, что за время их отсутствия ничего не изменится — так вот, пока они всем этим занимаются, появляется шанс у милых и никчемных молодых людей, которые никуда не спешат, никогда не суетятся, ни о ком не говорят плохо. Никто из  блестящих говорунов не видит в них соперников, да и девушки-то потом удивляются сами себе. А ничего уже не поправишь, и каждый остается наедине со своим горем и своим безумием.

Метки:

Комментарии закрыты.