Леонард М. О чем думают в Китае?


Еще в начале XIX века Наполеон Бонапарт, выражая свое представление о Китае, произнес фразу, которая впоследствии стала восприниматься как пророчество: «Китай — это спящий гигант. Пусть он спит. Если он проснется, он перевернёт весь мир». Сегодня Китай — самая густонаселенная страна мира, ставшая монополистом на мировых рынках товаров легкой промышленности и товаров высоких технологий, а также одна из самых стремительно развивающихся стран мира.

У нас в России сложилось неоднозначное отношение к Китаю. Стереотипы и предрассудки мешают нам адекватно воспринимать и оценивать истинную мощь соседа-гиганта, и мы сознательно преуменьшаем или старемся не замечать той роли, которую Китай играет в современной жизни России. Книга, которая предлагается вниманию читателей, написана британским жуналистом-политологом с мировым именем, представителем верхушки Европейского союза Марком Леонардом. То есть, человеком, имеющим весьма поверхностное отношение к российской действительности, обладающим многолетним опытом анализа мировых политических систем и , соответственно, способным дать объективный анализ фактов жизни и деятельности нашего восточного соседа. Как только книга вышла в свет, она была максимально быстро переведена на русский язык, так как, по мнению наших политологов, мы обязаны знать, что происходит по соседству, чтобы «ко всему быть готовыми».

Мощь и рост Китая – данность, которую можно по-разному оценивать, но нельзя не признавать. В то же время, это одна из тех стран, о внутренней жизни которой известно очень мало. С общей точки зрения эта ситуация парадоксальна, с геополитичекой же — потенциально опасна. Автор признает: с первого дня Китай потряс его своей масшатбностью вкупе…с ничтожеством. На одной чаше весов — масштабные человеческие и производственные ресурсы, на другой — слепое подчинение странам Запада при подавляющей численности и интеллектуальности. А ведь Китай, по мысли автора, обладает на удивление живым классом интеллигенции, взгляды которой могут обернуться для стран Запада настоящей проблемой.

Поэтому особое место в книге отведено интеллигенции Китая. Она занимает едва ли главное внимание Марка Леонарда. Когда замысел книги только зарождался, автор понял, что для осознания целей и масштабов страны потребуется нечто большее, нежели несколько поездок в Пекин и Шанхай. Им было принято решение следующие несколько лет своей жизни посвятить постижению живой истории, которая разворачивается прямо на глазах. За три года он переговорил с десятками мыслящих людей, наблюдая за развитием их взглядов на фоне новых перемен, происходящих внутри страны.

Автор отмечает непростые отношения с властями граждан, вынужденных мириться с нормами однопартийного государства, и, тем не менее, они остаются в своей стране жить и работать во что бы то ни стало. За закрытыми дверями ученые и философы обсуждают политические реформы, в университетах, частично независимых исследовательских центрах, в журналах и Интернете не прекращаются дебаты о курсе страны. Китайские мыслители пытаются урегулировать конкурирующие цели и думают, как получить доход на мировых рынках, не позволив политической и экономической системам Китая встать на путь разрушения.

Формирование интеллигента в Китае сильно отличается от его формирования на Западе. В китайской системе образования основной упор все еще делается на практический вклад в жизнь нации. Но все больше китайцев сегодня получают обрзование за рамками страны, что вносит свой вклад в видения и взгляды современной китайской интеллигенции. Это крайне важно для страны, в которой контролируется политическое инакомыслие. Леонард указывает на преобладающее значение интеллигенции в современном Китае, в котором отсутствует публичная политика и какие-либо институты гражданского общества.

Леонард, изучая борьбу идей в среде китайской элиты, пытается предсказать, какой страна станет в ближайшей перспективе. Он показывает, что, в сущности, китайская модель развития – государственный рынок, устойчивый рост экономики в условиях автократического правления, несоблюдения прав человека и отсутствия либеральной демократии – это альтернатива современным западным ценностям. Альтернатива едва ли не единственная.

Идеи из внешнего мира осваиваются в Китае не сразу. Однако свобода дебатов, студенты, возвращающиеся после обучения на Западе, а также масштабные международные события, например, Олимпийские игры, постепенно меняют привычное положение вещей. А еще эта многочисленная прагматичная страна столь отчаянно жаждет успеха, что с каждой новой идеей формируется новое мировоззрение, которое впоследствии может выкристаллизоваться в уникальную китайскую модель развития, на которую, по мысли автора, когда-нибудь сможет встать весь мир.

Леонард М. О чем думают в Китае? — М. : Издательство «АСТ», 2009 г. — 224 с.

2310267-КХ

Метки: , , ,

Комментарии закрыты.