О границах возможного
Кому не случалось пожалеть о том, что в какой-то момент был сделан именно этот выбор? Слово сказано, приглашение отвергнуто, поступок совершён. Ты думаешь, что это так, проходной эпизод, каких будет много, а здесь, как оказалось, была развилка. Отсюда твоя жизнь и жизнь других людей пошла именно так, как пошла. А если бы вернуться и промолчать? Вернуться — и принять приглашение. Вернуться — и не сделать того непоправимого шага или шагнуть в другую сторону. Поправить, подредактировать реальность, как это умеют герои романа «Орбинавты» (НЛО, 2011). Правда, и у них есть свои ограничители, и они не всё могут. Но то, что они могут и как они это делают, показано настолько подробно, правдоподобно и «технологично», что дух захватывает. Ей-богу, хочется попробовать!
Вы, конечно, подумали, что Марк Далет написал очередную безделку в жанре фэнтези. Или «книжку про волшебников» для взрослых. Я сама фантастику не читаю и не удивлюсь, если и этот, и подобные приемы в соответствующей литературе уже использовались. Но уверена, что мало кому удавалось сделать это так тонко и красиво. По-моему, замечательная книга. И похожая на все те книги о приключениях и путешествиях, которые мы любили в детстве и юности — и не похожая ни на одну. И жестокая — и удивительно нежная. Исторический контекст романа — это Испания, конец XV века, осада и падение мусульманской Гранады, костры инквизиции, экспедиции Христофора Колумба, бурное время, описанное детально и увлекательно. Без нарочитой стилизации, за что автору отдельное спасибо.
И вот на этом фоне несколько женщин и несколько мужчин воюют, торгуют, любят, защищают любимых, ведут диспуты, теряют родину, смотрят сны. А еще изучают и расшифровывают старинную рукопись с неким тайным знанием. Знанием о тех самых орбинавтах — «странствующих среди миров», людях, способных менять реальность силой мысли. Некоторые герои романа наделены этим особым даром, но свой дар здесь есть у каждого, будь то книготорговец и книгочей Алонсо Гардель или его друг, идальго Мануэль де Фуэнтес, Росарио, великолепная мать Мануэля или изящная куртизанка Консуэло. Все они подвергаются разнообразным испытаниям и в любых обстоятельствах и в любых местах — в Испании ли, в новооткрытых ли Колумбом землях — умеют сохранить человеческое достоинство.
Далета уже назвали «российским Умберто Эко». Хотя мне на этом месте больше нравится Йен Пирс, например. «Орбинавты» — это и впрямь такое интеллектуальное лакомство. Можно играть с его загадками и метафорами. Или попытаться применить как руководство по освоению мира снов. И разговоры, и действие в романе одинаково захватывают, но покоряет в нем то, что, наверное, и называется гуманизмом. Именно человек является здесь точкой отсчета, человек и его творческая сила, его человечность, а не догмы любой из вер. Ну да, для нас это всё вполне общие места. Но чтобы они стали таковыми, хорошие люди платили дорогую цену. Это мы сегодня не задумываясь трещим про «свободу совести, права человека» и т.д., а они-то эти банальности отстаивали в крайне неблагоприятной обстановке. За одно это важное напоминание роман достоин уважения, но любить его можно за множество других приятных достоинств.