Дюрас М. Любовник
Ни для кого не секрет, что женская литература обладает совершенно особенной энергетикой. А если речь заходит о женской интеллектуальной литературе Франции, то среди именитых французских писательниц особое место принадлежит литературному творчеству Маргерит Дюрас, которая, вопреки общественному мнению, не боялась так изысканно и откровенно вкладывать в реальные истории вымышленных героинь шокирующие подробности своей собственной жизни.
Именно за автобиографический роман «Любовник» Дюрас была удостена Гонкуровской премии в 1984 году, а произведение стало культовым бестселлером 80-х гг. в разных странах мира. Позже, в 1992 году, книга была экранизирована известным режиссером, ценителем богемной французской литературы Жан-Жаком Анно. Несмотря на то, что экранизация не получила ни одного приза на фестивалях, ее не оценили ни критики, ни даже сама Маргерит Дюрас, фильм вызвал настоящий обвал во всех французских кинотеатрах и превзошел по популярности все киноновинки своего времени. Между критиками и зрителями завязался многолетний спор. Критики в один голос заявляли, что фильм никогда не сравнится с утоноченно-изощренным, в корне интеллектуальным стилем Маргерит. Зрители же встали на сторону режиссера, заявляя о том, что мы имеем возможность наблюдать редкостный в истории литературы и кино случай, когда экранизация намного более достоверно и правдиво изображает всё то, что должны испытывать и переживать герои книги, а сама Маргерит не готова признать художественное превосходство над своей книгой, из-за чего дала негативный отзыв о фильме. Вот мнение одного из зрителей-читателей: «Режиссер фильма свершил буквально подвиг, собрав из этого рваного текста буквально по слову и предложению такую потрясающую историю. Жан-Жаку Анно удалось собрать воедино и выстроить все удачные образы из книги Дюрас: мужская шляпа, черный автомобиль, шум вьетнамской улицы, гарсоньерка… Но режиссер добавил к этому эмоциональный накал, мотивы и поступки героев, историю невозможной любви и… случилось чудо : то что у Дюрас выглядело, как горсть случайно рассыпавшихся цветных стеклышек, у Жан-Жака Анно превратилось в великолепную мозаику. Удивительно, но я столкнулась с примером, когда экранизация не просто лучше, она глубже, ярче и точнее своего именитого и высоко награжденного первоисточника».
На защиту книги встает оппозиция из читателей-зрителей, которые хотя и признают специфичность, экспериментальность стиля Дюрас, — «собранье пестрых глав», — но считают, что объединяющим, гармонизирующим звеном в этой цепочке является автобиографический образ героини, и всё происходящее, завязанное на личных эмоциях, впечатлениях, симпатиях и антипатиях, ни одна пленка никогда не сможет запечатлеть и передать так, как это способно сделать слово. «Маргерит Дюрас, с замиранием сердца я следила за движениями Вашей рисовальной кисти. А когда рисунок был готов, я увидела в нём, наверное, самое главное: Любовь продолжает жить в первую очередь не тогда, когда мы остаёмся с любимыми вместе: в одном доме, в одной постели, в одном русле грёз и забвений, всегда рядом, всегда рука об руку. Любовь продолжает жить прежде всего тогда, когда мы не отпускаем друг друга… даже расставшись однажды навсегда» (Читатель).
Предлагаем читателям библиотеки им.Белинского самим стать на время судьями и определить, чье произведение искусства стоит более пристального внимания — недооцененная официальной критикой картина Жан-Жака Анно или же превознесенный на литературный Олимп Франции роман Маргерит Дюрас. Также предлагаю читателям поделиться собственным опытом — какие, на Ваш взгляд, экранизации известных литературных произведений (бестеллеров) превосходят по своему инструментарию, эмоциональности и красочности свои собственные художественные сценарии.
Фильм «Любовник» можно скачать по ссылке
Книгу Вы найдете в нашей библиотеке:
Дюрас М. Любовник, — М. : ИД «Флюид», 2008 — 336 с.
84 (3)
Д 97 С 2318624-КХ (А)
Метки: интеллектуальный бестселлер, художественная литература
14 июня, 2011 в 15:58
Кому как а мне книга не понравилась. На мой взгляд описание слишком отрывистое и изломленное. Я не почувствовала ни грамма чувственности в тексе (точнее отношение автора к тексту уж слишком прямолинейно и безэмоционально). Но это на мой субъективный взгляд. Фильм в отличии от книги вышел очень красивый и чувственный. Это тот случай когда посмотрев фильм книгу читать не обязательно.
26 декабря, 2011 в 6:08
Да фильм довольно таки хороший советую посмотреть