Всюду книга

В холле третьего этажа нового здания можно увидеть часть библиотечной коллекции книги художника, открытки, дембельские альбомы и самодельные книги студентов Гуманитарного университета.

Многие ведут разного рода личные архивы, и пытаясь задать бумажному хаосу порядок, осваивают книжное ремесло. Пишут дневники — и становятся писателями, почти. Кто-то бережно хранит коробку с вырезками. Кто-то охотится за девичьими альбомами и анкетами и пишет потом исследования. Некоторые свои детские блокноты, с рисунками и придуманными сказками, я выбросила, устыдившись подростком их наивности. Судьба таких документов различна. Эти личные документы, их форма и содержание, интересны не только историкам, но могут быть для художников и писателей таким нужным «сырым материалом».

Альбом с рисунками, автографами и дневниковыми заметками; книга для записи кулинарных рецептов, с вклеенными вырезками из газет и журналов; фотоальбом с комментариями, рисованными узорами и стихами; дембельский альбом (и классическая его разновидность: рукодельный, в обложке из шинели, с накладными рельефными буквами из металлических пластин, — и нынешний, из типографии, в который только и надо, что вклеить фотографии, но его дополняют текстами и коллажами) — примеры своеобразной рукописной книги, что создается для личного пользования.

С этой «народной» книжной традицией порой сопоставляют книгу художника. Например, кураторы выставки и создатели каталога «Дембельский альбом — русский art brut. Между субкультурой и книгой художника» (СПб.: М.К. & Хармсиздат, 2001).
Дневниковый характер повествования или архивирующие функции книги, коллажная композиция записей и изображений в такого рода альбомах и записных книжках, их бытование вне оценок высокой культурной традиции — таковы точки соприкосновения.

Небольшая экспозиция в библиотеке объединяет книги Евгения Стрелкова, Андрея Суздалева, Юлии Свиреповой, Букашкина и компании, Александра Стройло и др., издания Олега Бухарова «Формуляр», каталоги недавних выставок книги художника и самодельные книги, сделанные студентами Гуманитарного университета после знакомства с нашей коллекцией («Белая береза» Есенина — на бересте, «Шагреневая кожа» Бальзака — на кожзаменителе и т. п.), а также «Тетрадь для летописи Екатеринбурга. Хождение от выставки к выставке» Дениса Большакова и пару дембельских альбомов, показывающих развитие жанра, как пример бытования современной рукодельной книги-домашнего документа.

Также представлены открытки из mail art проекта «Десять маленьких пьес для почтового ящика», сборник «Алкоголи» Аполлинера, изданный Юрием Гордоном в виде газеты, которую подписчики получали в течение года (2005), и другие примеры работы художников с почтовыми отправлениями.

1 комментарий к заметке 'Всюду книга'

  1. Bibliokoshka пишет,

    17 апреля, 2008 в 22:41

    ДА, такое надо видеть!