Чтение в метафорах
Листала забавную книжку про так называемые «экстремальные отели». Сколько, оказывается, всего придумано! Тут тебе и отели из снега и льда, и отель-скворечник на дереве, подводная капсула типа «Наутилуса», домашняя гостиница в виде огромной собаки и пристанище внутри старой винной бочки.Отель-библиотека, отель-тюрьма, отель-музей современного искусства. Человек получает возможность окунуться в иную реальность или даже прожить маленькую другую жизнь – но всё под присмотром и контролем администрации, без усилий, без сюрпризов, без риска. Ему предоставляется пакет заранее оговоренных впечатлений и эмоций плюс безболезненный выход. Помёрзнуть, побояться, посмотреть на звезды (астрономический отель в Чили, рекомендуем) и вынырнуть обратно в свою привычную жизнь.
Точно так же бывает и с книгами. С некоторыми ты уже на пороге заключаешь договор о взаимных намерениях и ожиданиях. Ты знаешь, что Сидни Шелдон увлечет тебя добротной историей и не будет претендовать на место в душе – тут всё по-честному, вы оба знаете, что это у вас ненадолго. Или общепризнанная классика. Ты изначально принимаешь, что вот здесь тебе не удастся наскоро переночевать и убежать осматривать достопримечательности. Потому что хозяин будет водить тебя по дому, по саду, заставит соучаствовать, заставит, того и гляди, задуматься над своей настоящей жизнью. Конечно, такие отношения могут складываться не только с классикой.
Возьмем, например, «Смиллу и ее чувство снега» Питера Хёга. Самая известная книга датского писателя. Заглавная героиня, полудатчанка-полуэскимоска, специалист по снегу и льду, привязывается к чужому малышу. Не в силах смириться с его странной гибелью, она начинает собственное расследование, еще не зная, куда оно ее заведет. Одиночка и бунтарка, она вынуждена встречаться с разными людьми, принимать их помощь, рисковать ими и собой. Всё очень серьезно – изнанка общества, угрозы цивилизации, умные разговоры, мучительные поиски идентичности, зимний Копенгаген, море, интеллектуалы и подонки, мужчина, который умеет делать самый правильный рыбный суп и еще много разного.
Сидишь с хозяином (продолжаю метафору) далеко за полночь, рассматриваешь его коллекцию древностей, выслушиваешь с почтением его рассказы. Но это тянется и тянется, ты уже устаешь реагировать, уже замечаешь натяжки, а развязка вызывает просто недоумение: стоило ли ради этого городить такой несусветный огород? Оглядываешься и понимаешь, что никакой это не фамильный замок, а тот самый специальный отель, где умело создали сумрачную атмосферу страха и тайны и разрешили тебе в ней пожить. Немножко обидно в первый момент… С другой стороны, нельзя не восхищаться мастерством автора: он заставил себя дочитать, а для этого, как известно, все средства хороши.
Та самая книга:
Экстремальные отели: [авт. текста Кролс Б. ].– М.: Эксмо, 2009.– 192 с. Инв. номер Б2319398-КХ