Про сериалы
Осень — это новый «Хаус». Говорят, что восьмой сезон будет для него последним. Но жизнь на этом не заканчивается, сериалов много. Например, «Борджиа», как нам достоверно известно, только в начале пути. Глава семьи, Родриго (Джереми Айронс, кстати), не так давно стал папой римским Александром VI, прекрасная Лукреция освободилась только от первого мужа, Чезаре еще не снял одеяние кардинала, и Макиавелли еще только присматривается к своему будущему герою. Мы видим, как семья приобретает и вскармливает смертельных врагов, всех тех, кто в будущем сделает ей такой кроваво-черный пиар. Понимаем, какие реальные события лежат (ну, или могли бы лежать) в основании мифов, веками окружающих всех Борджиа. Поневоле проникаемся интересом к этим людям, а там уже недалеко и до симпатии, и до сочувствия. Наверное, это неизбежно, если ты вот так близко, долго и подробно кого-то наблюдаешь.
Сериал вообще строится из подробностей, потому ему и удается создавать такую иллюзию настоящей жизни. И подобно настоящей жизни, он каждому оставляет шанс выйти из заданной роли, измениться, совершить неожиданный поступок. Если сериал достаточно длинный (как жизнь), персонаж из негодяя может стать приличным человеком и наоборот. Поводом для метаморфозы будет прихоть сценариста, требование продюсера или падение телевизионного рейтинга, но мы всегда готовы увидеть здесь нечто большее — возможность свободного выбора, а иногда даже и чуда. Мы даже начинаем думать, что можно быть до конца самим собой и избежать наказания — как Декстер или Хаус… Наконец, мало где получается так воспроизвести другую эпоху со всеми ее деталями и виньетками, в самой удобной для нас форме, как в хорошем сериале. Ведь не ради досконально известных сюжетов смотрим мы сейчас «Мисс Марпл», а чтобы лишний раз насладиться обществом чудесной Джоан Хиксон и получше рассмотреть эту шляпку, эту чашку, эту клумбу.
Или вот еще «Аббатство Даунтон», только что получившее главную телевизионную премию «Эмми» как лучший мини-сериал. Гибель «Титаника», начало Первой мировой войны. Дом богатого английского землевладельца, графа Грэнтема. Три дочери, две из них красавицы, и ни одна не может унаследовать состояние семьи (чисто английская коллизия). Новый наследник, который совершенно не рад этой роли. Новый камердинер, воевавший вместе с графом в англо-бурскую войну. Хозяева и слуги, все они строят далеко идущие планы, тревожатся и интригуют, хранят свои тайны, любят, думают, что любят, борются за справедливость и еще не знают, что их миру приходит конец. Здесь и сюжет сам по себе увлекает. Но по-настоящему завораживает атмосфера этой ушедшей жизни, прелесть природы, очарование вещей, обаяние традиционного уклада, который кажется таким незыблемым. Аромат эпохи, одним словом. Хочется немедленно отыскать ту замечательную, должно быть, книгу, по которой снято такое кино. Но не получится: оригинальный сценарий. Хорошо, что про английскую усадьбу есть много других хороших книг.