О книжной рекламе

28 октября предлагаю поговорить о книжной рекламе. Три гостя: Надежда Бельская (магазин «Читай-Город»), Марина Ивашина (Свердловская областная библиотека для детей и юношества), Ольга Генина (журнал «Литгид») расскажут о своем опыте продвижения книги и чтения, о том, как с этой задачей справляются библиотеки, журналы и магазины, какие стратегии и визуальные языки сегодня популярны или считаются действенными.

Помимо дискуссии фестиваль представит небольшую выставку о продвижении книги и чтения сегодня посредством полиграфической продукции и графики разного рода.

Полюса «высокое искусство» и «массовая литература» в книжном деле теряют очертания: люди научились читать ради удовольствия и только. Позиционирование книги из самого глубокого романа способно сделать трэшевую мелодраму, а плохо написанный текст оформить в кожаный переплет. С изменением книгоиздания изменились и особенности рекламы чтения как такового. Всем участникам книжного процесса (авторам, издательствам, книжным магазинам, институтам критики и рекламы, исследователям, библиотекам и заядлым книгочеям) необходимо направлять внимание окружающих и на конкретные издания, и на потребность в чтении. Лет девяносто-семьдесят назад чтение продвигалось в связке с грамотностью, знанием. Формирование читателей связывалось с воспитанием общества. Сегодня не все готовы ответить на вопрос «зачем читать?»

За последние несколько лет в нашей библиотеке сформировалось некое случайное собрание образцов современной книжной рекламы: закладок, листовок, пакетов, фантиков, плакатов, каталогов. Хотя большей частью они представляют строгую информацию об изданиях, внимание притягивает полиграфическая реклама, отражающая те маркетинговые стратегии, для которых книга всегда — в нагрузку. Купи книгу — получи пакетик семян, шоколадку, билет в кино. Конечно, на первый взгляд кажется, что в нагрузку дают пакетик семян. Но большинство современных изданий не претендует на выстраивающий общность ценностей интерес читателей, они рождаются для определенных групп читателей, вписаны в определенный стиль развлечений, и эта нишевость книги предполагает, что книгу будут настойчиво связывать с повседневной жизнью, с некой игрой в чтение, будут упирать на ее пользу и сладость.

По крайней мере рекламки книг из информационных листков превратились в вещицы и сувениры.

Еще один блок выставки — плакаты о чтении. Это лучшие, по мнению жюри, работы конкурса «Читать не вредно. Вредно не читать», что проводило издательство «Эксмо», а также образцы использования образов знаменитостей в рекламе чтения, созданной тем же издательством и Свердловской областной библиотекой для детей и юношества.

Плакатов, связывающих чтение и понимание другого человека и мира, в этой подборке не так уж и много, на мой взгляд. Например, такова серия работ екатеринбурженки Натальи Колбиной «Быдло», «Позорище», Клуша»:

Чаще всего чтение продвигается как практика, открывающая новые фантазийные миры, тренирующая мозг и формирующая стиль жизни.

Какой в таком случае стиль чтения чаще всего продвигается сегодня? Рекламное агентство «Восход» для магазина «100 000 книг» этой весной придумало серию туалетных освежителей воздуха с запахами «грозового перевала», «моря» и т. п. и отрывками из художественных текстов на баллонах.

И даже получило «Каннского льва» (с видеопрезентацией проекта можно познакомиться здесь).
Хотя те, с кем я эту рекламную кампанию обсуждала, восприняли ее как «фейк», «утку», фиктивную, но эффективную рекламу в электронных СМИ. Фрагменты из романов на освежителях воздуха? Так продвигать чтение невозможно, но можно продвигать место. Или возможно?

В современном книжном магазине или библиотеке мы имеем дело с весьма разнородными стратегиями рекламы и продвижения. Зачем? Довольны ли участники книжного процесса современной «книжной рекламой»?

Итак, 28 октября в 15.30 в ЦМТЕ можно будет услышать некоторые ответы.

Комментарии закрыты.