300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова
19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. К этой дате сотрудники отдела периодики подготовили выставку, в которой проследили биографию и деятельность русского ученого.
«Михаил Васильевич Ломоносов». Эмалевая мозаика Андрея Манджоса: горячая эмаль, медь, дерево, 2004 г.
В России сложно найти человека, который бы ничего не знал о Ломоносове. Если вы спросите о нем своих знакомых, то ответы будут ожидаемы: «Пришел в Москву с рыбным обозом; основал МГУ». Может быть, кто-то вспомнит (как я), что учили в школе его стихотворения. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — одно название чего стоило!
Однако мало кто знает о Ломоносове – педагоге. «Педагогические произведения Ломоносова, ранее считавшиеся утраченными, стали известны сравнительно недавно и вошли в дополнительные 9 и 10 тома Полного собрания его сочинений.<…> Им (Ломоносовым) открыта новая страница в истории педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании» («Специалист», 2011, №6, ст. «М.В.Ломоносов – создатель национальной педагогической системы»). Но некоторые начинания Михаила Васильевича оказались забытыми. Например, мозаика: «Мозаичное художество», вызванное к жизни необыкновенной энергией ученого, не привлекло внимания правительства. Распались группы художников – мозаичистов. Последняя дата на русских мозаиках XVIII в. – 1769 г., а к 1770 г. деятельность ломоносовской мастерской совсем прекратилась» («Химия в школе», 2001, №9, ст. «Мозаичное художество М.В.Ломоносова»). Как личность неординарная, Ломоносов еще при своей жизни стал объектом легенд и рассказов. Например, многие считали его сыном Петра I. Аргументом становилось неверие в то, что сын помора достиг небывалых высот. Когда в 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, он был награждён двумя тысячами рублей. Согласно легенде, в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Для того чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.
Если вы хотите узнать больше о Михаиле Васильевиче Ломоносове, то в этом вам поможет выставка «Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов» в отделе периодики (Новая Белинка, 2 этаж). Журналы с выставки можно заказать у дежурного библиотекаря. Ждем вас!
P.S. В написании текста мне помогали журналы: «Специалист», «Русская речь», «Родина», «Химия в школе», «Вокруг света», «Вестник МГУ».
Метки: выставка, Ломоносов, отдел периодики
21 ноября, 2011 в 12:49
Выставка была бы очень кстати для школьников, изучающих историю России XVIII в. и творчество самого Ломоносова…
Хорошо бы как-то наладить связь со школами и посылать им извещения о подобных выставках…
Или шире: предлагать актуальные материалы для использования в качестве иллюстраций преподавателям и методистам…
Вообще, подумать о возможностях сотрудничества школьных преподавателей и библиотеки.
Наверняка, у отдельных учителей сложились какие-то методические наработки раскрытия на уроках той или другой темы, с помощью статей, книг, изо-материалов, ресурсов интернета или баз — и эти наработки могли бы быть полезны и другим. Хорошо было бы организовать в библиотеке возможность не только пользоваться различными информационными источниками, но и встречи специалистов друг с другом — и с библиотекарями, и обсуждение накопленного опыта, вопросов взаимного сотрудничества, помощи, которую может оказать научная библиотека школе.
А возможно, сейчас в образовании и в преподавательской среде наметились какие-то тенденции и потребности, о которых библиотекари и не в курсе — это тоже желательно выяснить…
Прошу прощения, что так все неконкретно — это только общее направление мысли)
21 ноября, 2011 в 14:14
Я веду семинар для студентов, изучающих историю искусства. Почему мы не пойдем на выставку в отдел периодики или в отдел депозитарного хранения? Потому что идти группой в библиотеку, чтобы посмотреть на пару журналов со статьями о Ломоносове-мозаичисте или на несколько старых открыток с гравированными видами Петербурга, имеет смысл лишь когда вся группа — коллекционеры всего, что с Ломоносовым связано. Эти выставки не для групп школьников или студентов или учителей. Они для одиноких посетителей, интересующихся темой, или, чаще, ходящих в библиотеку, — напоминание им о дате, празднике, проблеме.
Вот на какую выставку о Ломоносове можно заманивать людей: http://kraevushka.livejournal.com/345264.html На такие выставки должны работать все отделы библиотеки, от отдела редкой книги до иностранного, у них должны быть свой зал, продуманная экспозиция, специальное, возможно, только к этой выставке сделанное, оборудование, и не из спрессованных опилок, а из хороших материалов.
А впрочем, к чему вообще этот разговор… Недавно я начинала опрос среди библиотекарей, чтобы подвести итоги книжного фестиваля. Продолжить его нет моральных сил. Если почти никто не ходит ни в музеи, ни в театры, ни на литературно-книжные события в городе, с чего бы это кто-то начал ходить в библиотеку. Вот если оценить все так грубо: «поперся бы я, живя на Химмаше или в Пионерском поселке, или даже на улице Мамина-Сибиряка, в библиотеку смотреть выставку про сады-огороды, репрезентацию президента в периодике или иллюстраций к произведениям Достоевского?» Как часто мы сами ходим если не в музеи, то в другие библиотеки на выставки, встречи и т. п.?
21 ноября, 2011 в 14:46
Ну да, пожалуй, это — ещё не для групп.
Но ведь именно потому, что в библиотечной среде пропадает ясность, что необходимо учащимся и преподавателям. Равно как и другим специалистам. Нет выхода на людей и сообщества, которые этим живут, нет понимания их проблем, реальных интересов, образа жизни.
Нужна какая-то новая идеология библиотек. Или возрождение изначальной. Борьба за посещаемость — это же пустая трата сил и формализм, не имеющая никакого отношения к изначальному смыслу создания любой библиотеки.
У людей, групп, всего общества — существует столько задач, проблем, вопросов — и библиотека по мере своих возможностей могла бы способствовать их решению. На уровне информации, организации встреч со специалистами, и специалистов друг с другом. Знания — сила, так надо эти силы актуализировать и делиться ими, думая о любых возможностях помощи гражданам, исходя из их — а не из своих — запросов.
21 ноября, 2011 в 14:59
Выставка в Красноярске — достойная : )
21 ноября, 2011 в 15:32
Я тоже давно как-то бросала мысль о том, что интереснее / полезнее / глобальнее могут выглядеть тематические выставки не-по-видам-изданий. И тема раскрывается, и читателю (посетителю) удобнее. А иначе — 3 журнала на одном этаже, 5 книжек на другом…
21 ноября, 2011 в 17:23
И «датский»/сезонный принцип — скорее всего, не должен быть основным и ведущим.
Пусть «события по поводу» будут лишь дополнением к «событиям для…»! )
И даже так: пусть те, у кого есть, что обсудить, с обращением к различным информационным источникам — думая о месте проведения мероприятия — в первую очередь думают о библиотеке ).
Ведь сделать библиотеку центром научной, общественной и культурной жизни — невозможно силами самих библиотекарей. А так ли много у нас таких центров притяжения интеллектуальных сил? Открытых для всех? А ведь библиотеки могли бы ими быть. На любом уровне.
Но сначала, наверное, нужно сместить акценты в самоосознании: с «как нам выжить?» на «чем мы можем помочь?..»
21 ноября, 2011 в 19:10
Ксения, согласна. «Чем мы можем помочь» — достойный принцип.
22 ноября, 2011 в 13:20
21 ноября была у меня экскурсия для преподавателей лицея № 180. Так вот наличие выставки про Ломоносова вызвало отклик у двух учителей (химии и литературы). Они даже хотят провести у нас классные часы, посвященные Ломоносову. Прозвучит банально, но нам действительно нужно продвигать себя в образовательные массы с назойливостью пивной рекламы и пресловутых «с крылышками». А «датский» принцип сейчас является одним из инструментов формирования правительственных, целевых и прочих программ.
22 ноября, 2011 в 13:24
Вот! правильно)
«Датский принцип» — не нужно отменять. Но он не должен быть единственным и ключевым.