Время женщин

24 ноября, 2011 Рубрики: Бестселлеры в Белинке Автор: Написать автору

В последнее время на книжный рынок стало поступать огромное количество литературы, написанной прекрасной половиной человечества. В связи с чем не утихают, а лишь разгораются с новой силой бесконечные споры о качестве и свойствах женской литературы, о способностях женщин писать — равно как и об их способностях водить автомобиль и заниматься прочими «непотребными» делами. Вспоминая об этом, я также вспомнила и о том, что юридически права женщин и мужчин уравняли только в период Октябрьской революции, то есть, менее века назад, и ужаснулась тому, как же мало на самом деле времени прошло с тех пор, как в силу вступила попытка организовать Цивилизованное общество. Но, наверное, не имеет смысла доказывать, что, несмотря на пресловутое большинство, мы по-прежнему продолжаем жить в мужском мире, действующем по мужским законам.

Пересчитывая по пальцам те немногочисленные женские имена, которые удостоились хоть какого-то внимания «за заслуги перед отечеством» за всю историю существования человечества, мужчины постоянно приводят в качестве пояснения тот факт, что женщине в период своего бесправия было запрещено учиться, заниматься научными трудами и работать, что на десятки, а то и сотни лет затормозило путь ее внедрения в науку и искусство. Но совершенно  необъяснимо, почему сейчас, когда, казалось бы, всё наконец-то пришло в долгожданное равновесие, все лавры по-прежнему продолжают доставаться мужчинам?..

Именно поэтому особенно приятно, когда женская литература дает фору мужской, особенно если это не просто голословные фразы, а общепризнанный факт.  Так, согласно двум последним  шорт-листам литературной премии «Русский Букер», в списке финалистов на четыре мужских имени приходится по два женских, но не может не радовать тот факт, что лауреатами признали именно женщин.

Елена Чижова, лауреат премии за 2009 год (роман «Время женщин»), видит причину такой тенденции в том, что женщины, в отличие от мужчин, являются лучшими хранителями исторической памяти, проводниками гуманистической системы ценностей. В последнее время в литературе возрос интерес к произведениям, отвечающим этой системе и решающим целый ряд поставленных ею задач. Во-первых, идея гуманизма традиционна для русской литературы, а традиции, как известно, передают из поколения в поколение именно женщины. Во-вторых, женский мозг от природы устроен так, что их сознание так или иначе тянется к прошлому, к корням. Женщинам свойственно постоянно воспроизводить детали прошлого, обращаться к памяти и анализировать произошедшее, передавая память о прошлом в будущее для того, чтобы использовать накопленный опыт для сохранения существующих традиций, ценностей и семейного очага. Именно поэтому женская литература способна достигать прекрасных результатов по привлечению читающей публики к серьезной прозе.

Книга Елены Чижовой «Время женщин» была удостоена престижной премии за умение правдоподобно и искренне донести до мира важное насущное сообщение о проблемах маленьких, беспомощных людей, подавленных большой системой. Тема стара как мир, но писательница находит в ней ключ, открывающий проблему с совершенно неожиданной стороны. Этот мир немых детей, неустроенной старости, мир, в котором нет мужчин (все на войне), такой далекий, кажущийся чем-то ирреальным мир сделал нас — женщин — такими, какими мы стали сейчас. И мы не должны — не имеем права — об этом забывать. События прошлого должны всегда храниться в нашей памяти, чтобы вдальнейшем уберечь от них наших детей, наших мужчин, наше будущее. 

Хочется верить, и мужчины когда-нибудь поймут, что именно благодаря заботе, терпению и мудрости женщин человечество до сих пор не истребило друг друга и по-прежнему стремится к построению культурного, Цивилизованного Общества. А создание такого Общества невозможно без равноправного участия как мужской, так и женской его половины.

Чижова Е. Время женщин, — М. : Издательство «АСТ», 2010 г. — 352 с.

84Р6-4

Ч 596        2322613-КХ

Метки: ,

6 комментариев к заметке 'Время женщин'

  1. Марина пишет,

    24 ноября, 2011 в 13:06

    В свое время Линда Нохлин объясняла отсутствие великих художниц социально-культурным условиями (у нас ее статью можно прочесть в антологии «Гендерная теория и искусство» или в книге «Art and Sexual Politics: Women’s liberation, women artists and art history»). Условия вроде бы стали иными, спустя лет 30 исследователи задались вопросом, что изменилось («АртХроника», например, посвятила этому вопросу №5 за 2003). Если не ошибаюсь, выводы были не самыми радужными. Большинство студенток художественных вузов, как кажется, девушки, но большинство успешных, в т. ч. экономически, художников — мужчины. Сталкиваются талант и лидерство. В свое время Люси Липпард писала, что специфика феминистского искусства — в отрицании модернистских требований быть первым, новым и т. п., своего рода экстенсивное освоение разных языков. Но мерки прикладывают все теже.
    Не знаю, как обстоят дела с писательницами. Все-таки есть знаменитые поэтессы древности…


  2. 24 ноября, 2011 в 14:26

    Марина, я правильно поняла, что женщине в искусстве важно «просто быть», а не «быть первой/лучшей»?

  3. Kaplan пишет,

    24 ноября, 2011 в 15:08

    Война в этой книге — в прошлом, о ней вспоминают, но не воюют. И мужчины в этой книге тоже есть. И героиня, от лица которой идет рассказ — совсем не немая. И гнет системы почему-то одних делает уродами, а других нет, так что мораль извлечена не та. Имхо.

  4. Marina пишет,

    24 ноября, 2011 в 17:19

    Катя, немного утрировано, но да. Дома найду подходящую цитату. Мне кажется, если речь об изоискусстве, то антимодернизм программно женского искусства — очень точная стратегия.)))

  5. Gvany-L пишет,

    25 ноября, 2011 в 14:39

    Мне кажется, что и в жизни, и в искусстве тенденции схожи. Если женщина сама дала себе установку «просто быть», значит, ей всю жизнь и быть только фоном, фоном к чьей-то жизни.
    Kalpan, верно, о войне вспоминают. Статья как раз о том, что женщина — хранитель исторической памяти, разве нет? И то, что героиня продолжительное время молчит — тоже дано не просто так. Речь идет как раз о гнете системы, о живом человеческом страхе под этим гнетом и о времени всеобщего молчания…

  6. Марина пишет,

    7 декабря, 2011 в 3:02

    Катя, я уехала на non/fiction и про все забыла. В общем, могу отослать к статье Люси Липпард «Спарринг-обмен: Вклад феминизма в искусство 1970-х гг.» из упомянутого русскоязычного сборника. Если немного упростить вопрос, то вот какой образ будет в сердцевине: «Чем больше поучительных бесед проводила я с представительницами женского движения, тем яснее мне самой становился тот факт, что скорый поезд, несущийся к «истинной природе искусства», промчал нас мимо немыслимого количества плодородных долин, тропинок, ведущих куда-то в сторону, откровений, личных и социальных столкновений, которые были бы потеряны навсегда, если бы не упорство «ретроградных» художников, настойчиво занимающихся локальными проблемами».