Паулс А. Прошлое
История любой жизни — это история прошлого. Начало истории, которое уже прошло, настоящее, которое через мгновение становится прошлым, и будущее, которому рано или поздно суждено стать прошлым. В какой-то момент мы подходим к точке, когда вся наша жизнь оказывается прошлым. И в такие моменты это все, что у нас остается.
Примерно в такой ситуации оказалась главная героиня романа, для которой жизнь закончилась с момента расставания с любимым человеком. И вот здесь встает главный вопрос в каждой истории, которая закончилась крахом — что делать? оставить прошлое в покое и жить настощим, или же во что бы то ни стало постараться вернуть утраченную любовь? В большинстве случаев люди выбирают первый вариант, так как он во всех отношениях проще. Ведь обычно прошлое, если история закончилась печально, ассоциируется с чем-то неприятным, запрещенным. Его тихо и по-быстрому хоронят в самых потаенных уголках памяти, люди негласно ставят на нем свое табу и старательно делают вид, что это все происходило не с ними. Именно так сделал главный герой романа Римини, на протяжении всей книги смахивавший на затравленного страуса, который, пытаясь спрятаться от прошлого, неизбежно, раз за разом рушил свое настоящее. И в этом активно ему помогала брошенная София, всеми правдами и неправдами старавшаяся вернуть утраченную любовь. На этот счет у нее имелась своя теория — теория воспоминаний: «Заставить мужчину вспоминать, а если ему отшибло память — восстановить ее любой ценой. <…> От женщины требовалось лишь оживить уже заложенную в мужчине способность вспоминать и помнить; вовремя извлеченные из глубин подсознания образы, связанные с прошлым, несомненно, должны будут трансплантировать былую любовь в новые обстоятельства».
Эту теорию проповедовало «Общество женщин, которые любят слишком сильно» имени Адели Г., в которое записалась София после расставания с любимым. Известно, что подобные общества существуют в разных странах мира (возможны варианты названий) и не всегда положительно влияют на психическое состяние его участниц.
В рамках общества все время разыгрывалась одна и та же история любви — безответной любви дочери всемирно известного писателя Адель Гюго к английскому офицеру Альберту Пинсону. Несмотря на то, что Адель была очень красивой и во многом одаренной женщиной из известной творческой семьи, Пинсон не ответил ей взаимностью. Находясь на грани безумия, Адель втайне от родных продавала фамильные драгоценности, чтобы иметь возможность следовать за любимым сначала в Канаду, затем в Вест-Индию. В течение трех лет, которые Адель провела в Канаде, она сочиняла небылицы о несуществующем браке с Альбертом, о мертворожденном ребенке от него, разрушала отношения и помолвки Пинсона с другими женщинами. Когда психическое состояние Адель ухудшилось, ее пришлось практически насильно вернуть во Францию, а когда рассудок Адель окончательно помутнился, отцу пришлось поместить её в психиатрическую больницу, где Адель оставалась до конца своих дней. Именем Адели Гюго назван один из психологических синдромов, синдром Адели, который не признан официальной медициной, но часто употребляется в популярной литературе для описания случаев страстной платонической любви.
Лейтмотив синдрома Адели является сильнейшим в романе «Прошлое». Возможно, потому что латиноамериаканцам в принципе свойственна природная страстность во взаимоотношениях, поэтому латиноамериканская литература и кинематограф проникнуты особой чувственностью, эротизмом и острой проникновенностью. Все это Алану Паулсу удалось передать в своем романе. Недаром произведение считается самым знаменитым латиноамериканским романом последних лет, а также является лауреатом ряда премий, в том числе престижной «Premio Herradle de Novela», номинантом международной «IMPAC Dublin Literary Award». В 2007 году роман был экранизирован Эктором Бабенко, который, сохранив основную сюжетную линию, спроецировал свой взгляд на теорию воспоминаний. Но по каждой из трактовок, любовь в таком восприятии несет в себе уничтожающее, разрушительное начало. София на протяжении всей книги (фильма) давит на возлюбленного воспоминаниями, не давая ему идти вперед. Неудивительно, что герой постепенно начинает терять память. Ничто не закончится, пока в памяти не останутся только Он и Она, и лишь вернувшись в прошлое, в «нулевую» точку отсчета, быть может, станет понятно, для чего разыгрывался весь этот спектакль…
Роман интересен как образец качественной аргентинской литературы. Его ставят на одну полку с произведениями Кортасара, Пруста и Набокова, которым, по мнению критиков, книга ничуть не уступает по своим художественным свойствам.
П211 2325002-КХ(А)
Метки: художественная литература