Пристланд Д. Красный флаг: история коммунизма

22 января, 2012 Рубрики: Бестселлеры в Белинке Автор: Написать автору

Ни для кого не секрет, что отношение к России за ее пределами оставляет желать лучшего. В наших СМИ просто не публикуют все то, что печатают о нас за рубежом, дабы не компрометировать на межнациональные распри, однако, если опубликовать все, что когда бы то ни было говорили и писали о России «за бугром», думаю, сами россияне были бы неприятно удивлены. Можно долго спорить о том, насколько это несимпатичное представление о нашей стране преувеличено, о том, какие страны питают к нам наиболее откровенную неприязнь, а также с пеной у рта доказывать всему свету, что мы хорошие, что мы такие же цивилизованные, как в Европе, и по улицам наших городов не гуляют медведи… Это настолько же бесполезно, насколько бесполезно переубедить коренного москвича в том, что Екатеринбург — не глухой провинциальный городок (да-да, именно так о нас думают!), а крупный перспективный мегаполис, да и смысл, собственно, переубеждать?

И если информацию зарубежных СМИ о современной России от нас тщательно скрывают, постепенно открывается доступ в иностранную литературу о другой нашей стране — о Советском Союзе. И хотя публиковать малоприятную и зачастую необъективную критику бывшего СССР  не слишком патриотично, по крайней мере, его уже не существует, это «как бы уже не мы», а, значит, о нем можно говорить.

Так и родилась эта любопытная книга. Точнее, рождалась она мучительно долго и написана даже не об СССР, а о существующем на тот момент политическом режиме, тем не менее, ей все же суждено было появиться и на наших книжных полках. В замысле автора книга появилась уже очень давно, когда он, будучи студентом, заинтересовался фантастической идеей общества, «созданного обездлоенными мира сего на основе гармонии и равенства». Но эта утопическая идея пропагандировалась представителями авторитарной власти, реальными атрибутами которой были бедность и угнетение огромного количества людей. Этот режим пугал, завораживал, в мире его осуждали, но — самое главное, чего нет сейчас — его уважали. И боялись. Во время обучения, когда необходимо было выбрать место для практики, Пристланд специально поехал в СССР, чтобы поближе познакомиться с режимом, о котором на его родине ходило слишком много «черных слухов». «Я мало знал о России и коммунизме, но считал, как и многие другие, что это — главные явления эпохи. Тот год, как сейчас вспоминается, был на редкость неспокойный. Я был гостем столицы «империи зла» в разгар «второй холодной войны», как теперь называют этот период <…> Я поехал в Россию отчасти для того, чтобы найти для себя ответ на вопрос, одолевавший всех людей Запада: что такое коммунизм, к чему стремится советское руководство? Действительно ли Советский Союз был империей зла, которой управляли одержимые фанатики-ленинцы, сломившие свой народ и стремившиеся навязать репрессивный режим Западу? Или народ искренне поддерживал эту систему, несмотря на ее многочиленные недостатки?».

Но пребывание Пристланда в Москве только усилило его замешательство. «Я действительно испытал страх,» — пишет он, — Некоторые русские, с которыми я был знаком, тайком приводили меня в свои квартиры, запугивали: вдруг соседи услышат иностранную речь…» Автор столкнулся как с циничным отношением и критикой русских к царящему режиму, так и с настоящей национальной гордостью русских за свою силу и дотижения коммунизма, сильную увлеченность идеей всеобщего мира и гармонии.

По мнению автора, развал Советского Союза был во многом непредсказуем. Его второе пребывание в России во времена объявления «гласности» Горбачевым показало, что несмотря на осуждение сталинских репрессий и другие разрушительные веяния коммунизма, коммунизм твердо пустил корни во всю российскую жизнь, и достижение коммунистического идеала оставалось главной идеей еще на протяжении длительного времени. Многие просто не хотели хвататься за чужие идеологии и верили в то, что Россия наконец-то нашла свой путь к созданию более совершенного, справедливого общества.

В итоге книга появилась после мирового финансового кризиса 2008 года. По мнению автора, сейчас идеи коммунизма могут быть актуальны как никогда. Дело в том, что кризис глобального капитализма показал, насколько несовершенным был этот экономический режим, и в некоторых бывших коммунистических обществах экономический кризис вызвал рост ностальгических воспоминаний по коммунистическому обеществу, в котором у всех была работа и социальное обеспечение. Подливает масло в огонь и острое имущественное неравенство, которое с каждым годом увеличивается в разы. По мысли автора, если кризис глобального капитализма, вторая волна которого вновь к нам грядет, будет усугубляться, романтические маркситские идеалы личностного развития и участия в демократических процессах могут стать более привлекательными.

Заканчивает Пристланд свое исследование коммунизма описанием двух важных уроков, которые следуют из истории коммунизма. Первый — история социалистического и коммунистического движения показывает, что утопическое движение может быть и созидательным. Второй урок — опасность острого неравенства и очевидной несправедливости, которая может сделать более привлекательной такую утопическую политику. По мысли автора, с 1989 года силы, находящиеся у власти, не выучили ни одного из этих уроков.

Пристланд Д. Красный флаг: история коммунизма, — М. : Эксмо, 2011. — 976 с.

2319001-КХ

Метки: , , ,

1 комментарий к заметке 'Пристланд Д. Красный флаг: история коммунизма'

  1. Marina пишет,

    22 января, 2012 в 13:26

    Ну, комментарии к этой новости http://www.e1.ru/news/spool/news_id-362761-section_id-1.html показывают, что и у наших сограждан не все ладно в голове.
    Не понимаю только, как можно одновременно уважать и презирать? Может быть, для описания отношений между странами нужна иная, отличная от описания человеческих отношений, лексика?