«Часы с кукушкой»: история о Бакушинском

29 января, 2012 Рубрики: Афиша,Книжные истории Автор: Написать автору

30 января в библиотеке открывается выставка «Часы с кукушкой. Девичьи рисунки 1910-2000-х годов».


Татьяна Эйхе (7 лет). Свердловск, 12 января 1943 года. На рисунке изображены все четыре сестры Эйхе: Таня и Нёня (Наташа) (родились в 1935), Оля (родилась в 1937) и Люба (1940-1944)

Детское изобразительное творчество одним из первых в России исследовал Анатолий Бакушинский (1883 — 1939). Приведу несколько примечательных отрывков из его статьи «Искусство детей» для каталога Международной выставки детского рисунка в Москве в 1934 году»:

«Образ изобразительный, образ вещей дается символом — знаком, иногда понятным только ребенку. Этот символ по ассоциации нередко меняет свое содержание. Ребенок рисует кружок. — «Это яблоко!» Через пять минут: — «Смотри — собачка!» Спустя час: — «Что это»? «Мама!» Сложные тела позднее изображает, разбрасывая порознь отдельные части, на том же листе рядом. Так получается разрозненная схема, напоминающая кубо-футуристические картины. Они результат первичного аналитического процесса в детском творчестве». (С. 16)

А вот и пример — рисунок одной из участниц выставки «Часы с кукушкой»:


Маша Посаженникова (7 лет). Комментарий: «Маша плавает в пруду, за ней волна. Глазки, ротик, носик отдельно».

Для выставки я отобрала рисунки девочек. В семейном архиве сохранились рисунки одного из внуков, но о специфически мальчиковом взгляде на мир они не говорили. В свое время Бакушинский писал: «В искусстве мальчиков преобладают мотивы движения, напряженной борьбы, героические образы, приключения, отражения современных технических завоеваний. У мальчиков обычно раньше появляется индивидуальный образ, стремление к натурализму, сильнее чувства пластичности и пространства. Цвет и суровее и скупее. Он чаще всего выражает содержание образа. Меньше вкуса к декоративности и орнаменту. Эти последние наклонности даже при их наличии в творчестве мальчиков проявляются меньше, чем у девочек. Девочки предпочитают описательные и повествовательные мотивы, их больше интересует круг домашней обстановки, темы игр, романтика образов. Их композиции более статичны, плоскостны, формы орнаментальны, цвет декоративнее и разнообразнее. Линия, как организующее начало, господствует над пятном и объемной формой. Строй образов отличается более лирическим характером. Вглядываясь, однако, в эти различия, мы наблюдаем нередко как те или другие элементы, характерные для одного пола, встречаются в искусстве другого пола. При этом очень многие из них мы должны отнести не столько за счет фактора биологического, сколько социального: тех исторических условий, той среды, в которых в течение веков и тысячелетий формировалось сознание женщины. Ярким доказательством от противного служит здесь искусство советских детей, в которых характер образов уже не имеет таких резких различий по полу, где рисунки девочек не уступают нередко в своей силе и выразительности, в динамике общей концепции рисункам мальчиков». (С. 22)

Бакушинский А. Искусство детей // Искусство детей / Библиотека журнала «Искусство» под ред. О. М. Бескина. — Л. : Изд-во Ленинградского областного союза советских художников, 1935. — С. 11-26.

О детском рисовании читала разные тексты, в том числе старых искусствоведов. Бакушинский тогда, в 1920-1930-е годы, писал без двусмысленностей, увлеченно, и сказать хотелось бы о предмете, детскому творчеству постороннем, — о свободе и ответственности исследователя. Более того, чувстве внутреннего достоинства, из которого, видимо, свобода и ответственность. На странице 12 статью иллюстрирует портрет Сталина — гравюра мальчика 12 лет, а на странице 15 читаю: «Каждый художник берет из детского искусства разное, по-разному и отражает в своем творчестве его элементы. Так, например, Матисса привлекали напряженность цвета, мажорная раскрытая красочная гамма, лаконизм рисунка. Клее захватывала острота в выразительности главным образом линейной формы у детей в раннем периоде… У нас сильное влияние оказало искусство детей на раннее творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой в таком же смысле, как на Матисса».
Никаких обмовок, никаких контекстуальных допущений. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова давно живут за границей, соцреализм — официальный метод, а уж что тогда надо было думать о Клее… Бакушинский ни в чем себе не изменяет.

P.S. Г. В. Лабункая, еще один исследователь детского творчества, для того же каталога написала статью «Детский рисунок и социальная среда. Сравнительный анализ творчества советских и зарубежных детей на материалах международной выставки»:
«Содержание своих рисунков наши ребята черпают из всего разнообразия окружающей их действительности и общественно-политической жизни страны…» (С. 39)
«Ребятам зарубежных стран по большей части чужда такая многосторонность. Содержание их рисунков главным образом сводится к изображению игр, спорта, домашнего быта, пейзажа, различных уличных сценок. В их рисунках преобладают фантастические сюжеты (сказка, легенда, священная история)». (С. 39, 42).

Что ж, жившим в Свердловске сестрам Эйхе, авторам рисунков начала 1940-х, явно были ближе устремления их зарубежных сверстников.

Комментарии закрыты.