Ретроспектива Роджера Баллена
В фотографическом музее «Дом Метенкова» открылась сегодня ретроспектива Роджера Баллена ShadowLand.
Роджер Баллен. Комната. 2003
В прошлом году несколько его снимков показывалось на выставке «the FACE», и уже тогда тревожил вопрос, реальны ли его герои. Иначе почему они так страшны? Почему места их обитания так неприбраны, унылы? А ведь на снимках Баллена — обыденность жизни южноафриканских городков без всяких вывертов надломленных душ и исторических сломов. Пусть в ЮАР в это время рушилась устоявшаяся система социальных ценностей, образы фотографий, по-моему, отсылают к чему-то надполитическому: к извечной ситуации жизни в глуши, где, например, среди кур, свиней и «полусумасшедших», вздорных соседей обитают такие же «полусумасшедшие» и вздорные крестьяне. Думаю, Баллен нашел бы подходящую натуру где-нибудь на Тихом Дону, или в каком-нибудь дальнем гарнизоне, где только и остается, что шептать «Анкор, еще анкор!» вслед за героем Павла Федотова.
Недавно в автобусе услышала, как входящий мужчина произнес для телефонного собеседника слово «обыденный». Я тут же на него уставилась, и выяснилось, что работает он в Филармонии. Не думала, что произнесение подобного слова могло бы так маркировать человека. Но, возможно, чувство обыденности (и связанное с ним ощущение тайного ужаса) как раз стороннее, и только фотограф смог для своих героев его выявить.
Баллен говорит, что «то, что ты видишь, это то, как ты видишь». Фотограф он удивительный. Выставка страшная и соблазняющая.
P.S. На сайте музея появился каталог выставки «Мастер и Маргарита».
Метки: фотография