Послать все к черту. Библиотекарь сегодня
Сегодня был первый день работы конференции «Современный библиотекарь: профессионализм и личность». Я побывала на пленарной сессии и секции «Я-концепция» современного библиотечного специалиста: реальность и ожидания» и расскажу о нескольких ключевых, на мой взгляд, докладах, пока их не комментируя.
Требования к профессиональной компетенции библиотекаря формируются в кругу идей о будущем библиотек. На секции «Профессиональная компетентность библиотечного специалиста: составляющие и приоритеты» был даже сформулирован вопрос: кому кроме библиотекарей интересен образ библиотеки будущего? И более того — а кому из библиотекарей он интересен?
Радужное прошлое уже не определяет современную репутацию библиотек и библиотекарей. Много раз сегодня говорилось о благородстве профессии, но и о том, что просветительская миссия библиотек сегодня не востребована и не может быть востребована, как в веке девятнадцатом.
Галина Борисовна Паршукова (Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук), в докладе «Потребности общества в библиотеках и библиотекарях: культурологические проблемы» говорила о противоречиях в самооценке библиотекарей и восприятии библиотек обществом. Пока российские библиотекари говорят «да, да, мы очень нужны», библиотека является лишь одним из многих социально-культурных и воспитательных институтов. Один из многих, в ряду других. И российские библиотеки переживают кризис самоопределения, в частности «библиотека стала подменять социальные органы»; и стоит спросить у себя, а что с основными функциями? Прежде библиотеки «регулировали общественное использование книг», «создавали среду общения», управляли знаниями. Но сегодня библиотека дезорганизована: меняются ее миссия и функции, но многие библиотекари представляют себе туманно современные задачи библиотек. В реплике к другому докладу Ольга Васильевна Птиченко хорошо это выразила, сказав о «тимуровских проектах сельских библиотек»: мол, «наруби дров, проложи лыжню» — вот чем часто сегодня занимаются библиотеки, в том числе по требованию учредителей. А где собственно библиотечная работа? (Да, да, она не так видна и зрелищна, но, может, порой и потому, что нечего видеть?)
Для Галины Борисовны причины кризиса — внешние, культурные, связанные с тем, что библиотеки не мыслят себя вне культурной миссии, вне выражения и формирования некоторых общественных идеалов, тогда как современной рыночной культурой востребованы иные образовательные стратегии и иное понимание культуры в принципе. Так что можно говорить, со стороны общественной оценки, о «потере социальной адекватности» библиотекарями: общество на ура принимает жизнь по новым законам, словари современной культуры не включают понятие «библиотека» как актуальное. Мир меняется, мы меняемся, но в голове держим благородные идеи прошлого, не востребованные современной культурой потребления информации. «Библиотека уходит из культурного пространства, упихиваясь ногами», и некоторые библиотекари — не все, конечно, но Галина Петровна точно — говорят о кризисе библиотечного дела в России.
Светлана Михайловна Гришина (Централизованная библиотечная система г. Берёзовский, Свердловская область), в докладе «Психосоматические проблемы библиотечной профессии» утверждала иначе: причины кризиса — внутренние. Речь, опять же, о самооценке и адекватности.
1990-е стали для российских библиотек годами выживания и от библиотекарей «потребовали практически ежедневных доказательств своей нужности» на фоне как финансового кризиса в библиотеках, так и кризиса самоопределения, тех психологических трудностей, что вызывает невостребованность обществом просветительской миссии библиотек. А теперь, когда государство стало выделять хоть какие-то приемлемые деньги для библиотек, многие библиотекари не знают, зачем и как им работать. Усталость, растерянность, «профессиональное выгорание», особенно в муниципальных библиотеках, — и новые «компьютеры стоят в коробках», новые «книги обрабатываются годами». Страх, нежелание отвечать за свою работу, принимать решения, претензии к миру, конформизм и т. д. — все это признаки болезни самоопределения, тогда как не надо быть бедными, но святыми, а необходимо стремиться быть специалистами своего дела.
В этом плане интересно сопоставить доклад «Письма из будущего»: итоги исследования профессионального менталитета библиотекарей» Антонины Ивановны Водатурской (Свердловская областная библиотека для детей и юношества) и Елены Сергеевны Воробьёвой (Центр «Учебная книга») и «Библиотекари нового поколения» Екатерины Александровны Ефимовой (Научная библиотека Уральского государственного университета), о которых позже.
16 мая, 2008 в 11:33
Отличный обзор, спасибо!
16 мая, 2008 в 14:24
Стихи А. Левина отражают сегодняшнюю ситуацию во многих библиотеках нашей (Свердловской) области:
Все живые, что приятно, и почти никто не умер,
Но и жизни вроде нету — и кином не назовешь.
Но с другой стороны, кто не захотел заниматься ерундой, а именно: собирать половики и прялки в библиотеках, кто не сдавал и не сдает свои библиотечные метры в аренду,а сохранил свой фонд (и людям есть,что почитать), активно ездил на обучение информационным технологиям в Белинку, не имея ни одного компьютера (теперь пригодилось). У того нет сейчас эмоционального выгорания и синдрома хронической усталости. И они знают, что делать. Примеры? А вот и примеры: Красноуфимск, Полевской, Первоуральск, Новоуральск, Асбест (городские библиотеки).