Приятные поводы и сумбурные заметки

14 мая, 2012 Рубрики: Афиша,Разное Автор: Написать автору

11 мая была на скучном круглом столе «Журналистика в эпоху глобальной культурной ответственности». Не то чтобы вопросы ответственности и цензуры и самоцензуры были неважны (понравился вопрос Алексея Вдовина о том, насколько журналист должен всегда соответствовать политическим пристрастиям и мнениям своей аудитории, с которой он вроде как един в этих пристрастиях, если жизнь подбрасывает контраргументы), однако с появлением вебзина «Теснота» хочется говорить о языке, стиле мышления и просто радоваться жизни. В отличие от «Чашки Петри», «КультурМультур» и других пишущих о культуре из Екатеринбурга Интернет-проектов, «Теснота» предлагает сразу и ясный стиль, и определенную вменяемость, и мысль, и любопытство к миру без неврозов, что у других как-то не получалось (чтобы все вместе — не получалось). А вот культурная ответственность — в привычном смысле — как-то побоку; оказывается в служанках у личного интереса. Возможно, это лишь образ в моей читательской голове, но мне он очень нравится.
На круглом столе была рассказана веселая история о Славое Жижеке, признавшемся однажды, что большинство фильмов, о которых он писал, он не смотрел. К подобным историям можно отнести рецензии на несуществующие выставки, книги, концерты. И даже если реальные события и произведения интереснее, чем такие выдумки, поскольку в выдумках журналист будет плюхаться на месте, как в ребенок в луже, получается ли у пишущих людей при столкновениях с реальностью не обустраивать ее под себя?

12 мая я побывала на устроенном журналом «Урал» обсуждении романа Валерия Котеленца «Лилия долин». Обсуждение проходило в форме игры под руководством тренера Андрея Сальцева. Форма была экспериментальной и предполагала, что в о(б)суждении запросто могут принять участие те, кто роман не читал. Вот я честно прочла три первых главы, мизерную часть текста, выбрала роль «пространства мечты», рисовала карандашами картинку «спасения» главного героя, пыталась его понять и т. п., но в итоге очень жалела, что текст не знала. Предложенная форма разговора о тексте через игру замечательная. Внутри игры ты попадаешь в живое дискуссионное поле, над тобой не довлеют требования понять роман, разобраться с текстом, нет цели найти верный ответ на верный вопрос. Главное, извлечь для себя некий жизненный опыт из текста. В принципе, извлечение жизненных смыслов возможно, когда имеешь дело с разговором о тексте, без его чтения, возможно в выстроенной кем-то игре по тексту. А вот удовольствие от текста невозможно.

Когда читаешь, смотришь и т. д., сталкиваешься с не домысленной реальностью, с миром, придуманным другим человеком, с пушкинским «мы рождены для вдохновенья».
Поэтому плохо, когда все силы культурная журналистика пускает на анонсы. Лучше пусть усилит свою тягу к «звукам сладким».

2 комментария к заметке 'Приятные поводы и сумбурные заметки'

  1. Ксения пишет,

    14 мая, 2012 в 13:13

    Интересно! А как именно проходила игра?

  2. Марина пишет,

    14 мая, 2012 в 17:15

    Ксения, каждый участник получил роль: был главный герой — Полезаев, были два героя-советчика, были пары, которые представляли пространства, описанные в романе: реальность, сон, смерть, мечта. В начале мы все писали, о чем мечтает, чего хочет герой, как кто понимал это. Потом решали, будем ему помогать или нет и придумывали для него образы будущего, которые могут реализоваться во сне, в смерти и т. д. Герой с советниками должен был пройти через каждое пространство к следующему и делать выборы. В конце концов все пришли к вопросу, чего же на самом деле хотел Полезаев. Вот это и обсуждали в начале группой, а потом и с автором романа.