Когда умрут газеты

В библиотеку им. В.Г.Белинского (г. Екатеринбург) поступила новая книга.


Мирошниченко А. А. Когда умрут газеты. – М.: Книжный мир, 2011. – 222 с.
С2323971-КХ

Андрей Мирошниченко – журналист, специалист в сфере массовых коммуникаций, руководитель Школы эффективного текста. Работал редактором отдела в «Независимой газете», главным редактором газеты «Финансовая Россия», журнала «Банковское обозрение». В 2009-2010 годах в своих публикациях на портале Slon.ru в двух десятках статей выдвинул и обосновал теорию смерти газет, даже назвал точные сроки поотрядного вымирания классической прессы – в период с 2017 по 2035 годы. Эти публикации, а также публикации в ряде других изданий и положены в основу книги «Когда умрут газеты». Некоторые статьи подвергнуты поздней переработке, дописаны и переделаны, некоторые – оставлены нетронутыми. «Это не научный труд, а публицистические изыскания», – говорит сам автор. «Предполагалось, что эти статьи, по сути, — блоггерские колонки – должны быть емкие и увлекательные. Надеюсь, читабельность им не только удалась, но и сохранилась при переводе в книжный формат».

Из своего анализа автор выносит точный приговор – в форме прогноза живучести: «СМИ общего интереса продержатся 3,5 года, деловые и развлекательные – 10 лет, цеховые, специализированные – 15. «Ведомости» закроют свою бумажную версию в 2021-м, «Коммерсант» – в 2023-м».

В предисловии к книге Мирошниченко возвращается к этой теме:
«Думаю, многих читателей особенно поразила наглость с точным указанием дат. Все чувствуют, что что-то меняется и, пожалуй, даже уходит, но чтобы вот так, с указанием срока… Многие говорят: «А вот я привык к запаху типографской краски, мне важны тактильные ощущения от газеты или журнала, в самолёте можно почитать… Поэтому ничего газеты не умрут! Или, может, и умрут, но не совсем. Или не так скоро. Когда-нибудь потом».
Такие были наиболее популярные контраргументы. Опытный человек, конечно, в этой логике возражений углядит классический шок будущего – «этого не будет, потому что сейчас у меня не так»».

Из теории смерти газет логично вырастают интересные и весьма значимые вопросы: кто и как будет утолять спрос на навигацию в общественных ориентирах? Кто будет унифицировать эти ориентиры? Как общество будет платить новым медиаторам и коммуникативным авторитетам?.. Автор пытается нащупать некоторые ответы, применимые и уже применяемые на практике. Они касаются бизнес-моделей, редакционных принципов, профессиональных подходов журналиста. Представлены некоторые наработки, связанные с успешным «дожитием» отдельных типов изданий в последний, переходный период. «Теория смерти газет нужна не столько для того, чтобы ошарашить обывателя очередной катастрофой, сколько для того, чтобы описать будущее СМИ, каким оно будет, когда умрут газеты. И как-то готовиться к этому будущему».

Иван Засурский, главный редактор интернет-издания «Частный корреспондент», пишет к книге своё предисловие:
«Рискну предположить, что точно предсказать будущее СМИ вряд ли сможет кто-нибудь из нас, включая автора книги. Однако многое уже становится очевидным. И для осознания подлинного масштаба происходящего Андрею Мирошниченко, успевшему поработать среди прочего и редактором отдела экономики в «Независимой газете», хватает смелости выйти за те рамки, в которые печатная отрасль привычно пытается втиснуть все свои проблемы. Кризис «газетной» модели, по Мирошниченко, это не только кризис носителя (бумаги), технологии (доставки) и профессии (журналистики), но и возможность определить новые механизмы, способы самоорганизации и устройства нового информационного пространства.

Будущее журналистики, согласно этой книге, в навигации, то есть выработке общих ориентиров – и интересов. Возможно, подлинно эффективная и востребованная журналистика в эпоху интернета может быть основана только на ценностях. И в случае, если общество их разделяет, её прогнозы будут иметь самосбывающийся характер.

Ценность книги в том, что автор понимает смысл потока: «»Нарезать» поток на бумажные, да и любые другие дискретные выпуски становится бессмысленным и с точки зрения потребления, и с точки зрения бизнеса… Периодика с её порционностью потребления в этот тренд не укладывается. Таков культурно-экономический фон гибели бумаги, обусловленный технологическими переменами»».

Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5856600/

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)

2 комментария к заметке 'Когда умрут газеты'

  1. Татьяна пишет,

    22 мая, 2012 в 9:58

    Спасибо за эту книгу, я прессе часто встречаются статьи на эту тему, я тоже писала об этом. Обязательно прочитаю книгу и сделаю выставку летом на эту тему. Книгу дадите на выставку?

  2. Maria пишет,

    23 мая, 2012 в 16:10

    Очень рада, что это оказалось интересно. Книгу дадим, конечно, с удовольствием!