О выставке «Невидимые журналы Екатеринбурга»
Во Всероссийский день библиотек решила рассказать о выставочном проекте «Невидимые журналы Екатеринбурга», что готовит агентство «Культурный PR». Показ намечен на сентябрь в Музее истории Екатеринбурга. Описания замысла можно найти здесь и здесь, там же можно обсудить замысел с устроителями выставки.
Замысел прост: показать «независимые журналы о культуре и не только, выходившие в Екатеринбурге в 90-е и 2000-ые».
Хотя меня и удивляет желание сделать небольшую выставку о периодике именно в Музее истории Екатеринбурга, небиблиотечная инициатива — примечательный и отрадный факт. Если сообщество тех, кто делает журналы и газеты, готово анализировать свою прошлую деятельность и делать ее видимой в публичном пространстве — это прекрасно.
В начале несколько слов о выборе места. Символически библиотека — это пространство чтения и продуцирования, а музей — это пространство архивирования и гамбургского счета. Кураторы будущей выставки, Алексей Вдовин и Тина Гарник, говорили, что они делают выставку не о периодике, а про город, в котором создавались журналы (если, конечно, я их верно поняла). Итак, будущая выставка, видимо, символически станет монументом городу, в котором умерла бумажная пресса, все те журналы, что будут показаны на выставке, как и сама возможность их создания. Впрочем, из описания замысла ничего не ясно про соотношение бумажной и электронной периодики, как и про соотношение нужных читателю и декоративных изданий. В любом случае, 1990-е — это другая, прошедшая эпоха, о которой можно уже говорить и в музейном пространстве.
Второе, это представление о независимых журналах. Должен быть фон, на котором некоторые издания можно определить как независимые. Кто может быть издателем независимого журнала? Например, наша библиотека, имея учредителем министерство культуры, является издателем независимого или зависимого издания о книгах и литературе «Большая библиотека»? Можно ли «ЛеТабуре» — коммерческий продукт и глянцевый журнал о дизайне — считать независимым? Независимость — это из области позиции (противостоять идее тотальной оценки вещей и явлений через их цену, экономический эффект) или из области представительства чьих-либо интересов (государства, группы художников или мебельных магазинов?)? В моем представлении независимый — это художнический журнал «Форма Р», который когда-то сподвиг моих однокурсниц и меня делать журнал «ZA ART». Но это, возможно, и журнал «Татлин», во всех его ипостасях, который, будучи коммерческим продуктом частной инициативы, выражает определенные частные и более или менее осмысленные представления о культуре. Но не «ЛеТабуре» или «Собака», несмотря на то, что отдельные его авторы опять же транслировали и продолжают сообщать свои выпестованные взгляды на мир. Или вот казус с «ZA ART’ом»: его производство оплачивали разные государственные институции, хотя никто из них толком не контролировал содержание журнала. Более плодотворно, по-моему, выстраивание внятной типологии, связанной с содержанием изданий: журналы бывают художественными и о культуре, бывают о художественной жизни и образе жизни, бывают журналами анонсов и аналитическими.
Итак, пусть речь идет о журналах, говоривших о культуре. Посмотрим на их статус как «невидимых». Невидимых — для кого? Вопросы про независимость и невидимость намечают путь к анализу ситуации (также, как помимо движения от бумажных к электронным изданиям хорошо бы понять, как изменялись издания от 1990-х к 2000-м внешне и содержательно) и к сюжету выставки. Можно вывались все возможные журналы на столы, устроить такую библиотеку, чтобы их читали. Можно поместить в рамки отдельные обложки и развороты и что-то сказать о дизайне и полиграфическом качестве изданий и связанной с этим эстетике, политике и экономике культурной периодики. Можно искать формы репрезентации особенностей стиля и той картина мира, что журналы транслировали. Журнал одновременно и вещь, и текст, а текст показывать на выставках очень сложно. Можно пригласить художника, который совместно с кураторами создаст о каждом издании некий объект, в котором будет выявлено лицо того или иного издания и то, чьи интересы журнал представлял (все-таки «независимость» как маркер того, кто говорит, остается принципиальным моментом анализа).
Пожалуй, независимым должен быть не тот или иной отобранный для показа журнал, а создатель выставки, готовый как въедливый читатель оценить старую периодику и сказать, какой она была для читателя. Тот, кто со скальпелем и веником пройдется по вороху бумаги с текстами и картинками. Задача необычайно сложная, взрослая и почетная.