Брать быка за рога. Библиотекарь сегодня

16 мая, 2008 Рубрики: Библиотечный мир Автор: Написать автору

Снова о конференции.
В докладе «Письма из будущего»: итоги исследования профессионального менталитета библиотекарей» Антонины Ивановны Водатурской и Елены Сергеевны Воробьёвой рассказывалось об остроумном опросе библиотекарей Свердловской области: основным сюжетом стало, какими библиотекари видят библиотеки в 2023 году и свой вклад в библиотечное дело. Подробные результаты исследования можно будет узнать из их публикации. Важное в этом докладе? Исследователи говорили об избыточном оптимизме библиотекарей в оценках своей деятельности: будущее ими видится радужно, как удобный электронный рай, но при этом неясно, а что для этого рая сделают сами библиотекари. А чего стоит постоянный хвостик из реплики «и все-таки книга не уйдет», когда проговариваемый образ сельской библиотеки 2023 — информационный киоск с компьютером и не более?

И вот Екатерина Александровна Ефимова представила в своем сообщении списки разных требований к библиотекарю. Маргарита уже давала ссылку на блог Екатерины, в котором списки были представлены. Когда я первый раз прочитала эти требования: библиотекарь должен уметь играть в компьютерные игры, загружать подкасты и прочее — то решила, что навыки эти недостаточны и, более того, необязательны. Тем более, в России, где пользователями возможностей сети Интернет является меньшая часть населения, хотя во многих библиотеках уже есть подключение к сети.
Теперь я думаю — библиотеки могли бы не отдавать коммерческим компаниям полную власть над текстами в сети Интернет, более того — многие принципы сети — порождение именно традиционной, сформированной в том числе библиотеками, книжной культуры. Библиотекарь больше как инженер, а не как психолог — разве не это делает профессию профессией?

Мы говорим о душе, о нравственности и патриотизме, об облагораживающем влиянии библиотек. Но каков механизм облагораживания? Что влияет: те книги и прочие документы, что предоставляет для чтения библиотека, или то, что говорит библиотекарь читателю? Библиотекарь он или педагог?
Нравственный пример могут подавать родители, они — авторитет. Где-то поблизости топчутся священник, друзья, литературные герои и т. д. У библиотекаря быть наглядным примером нравственного поведения — не профессиональное. Хороший человек — не профессия.

Чем пугает меня необходимость освоить работу видеоприставки? Думаю, негативной оценкой видеоигр как досуга. Так самому играть же необязательно! Но знать базовые для современного потенциального читателя библиотеки приборы, формы досуга и т. п., не апеллируя постоянно ко временам монастырских скрипториев, — это ведь быть востребованным помощником читателя? В общем, так же круто, как приехать на работу в библиотеку на собственной мазератти, но только бесконечно доступнее.
Но, к сожалению, навыки не обсуждались, как и принципы общения между коллегами (за исключением вопроса о региональных библиотечных ассоциациях). Видимо, они кажутся очевидными. Но стоит ли обсуждать тогда и то, хорошие мы люди или нет? Хорошие, конечно.

10 комментариев к заметке 'Брать быка за рога. Библиотекарь сегодня'

  1. Катерина пишет,

    16 мая, 2008 в 7:29

    Марина, спасибо за упоминание. Что касается видеоигр в библиотеке — американцы всеми силами стараются привлечь молодое поколение в библиотеки, хотя бы для того, чтобы играть в компьютерные и прчие игры. Естественно, в данном случае бибилотекарь должен хотя бы примерно представлять, на какие кнопки нужно нажать, чтобы герой подпрыгнул, или побежал, или еще что-нибудь сделал.

  2. Маргарита пишет,

    16 мая, 2008 в 10:34

    «библиотеки могли бы не отдавать коммерческим компаниям полную власть над текстами в сети Интернет»
    И еще — библиотеки могли бы не отдавать коммерческим компаниям власть над информационным поиском!!!!!
    Как только наши высококлассные библиографы поймут, что они могут «делать деньги» своими навыками, знаниями, информационным чутьем, то сбегут из библиотек. Они прекрасно могли бы работать в фирме, которая занимается, например, конкурентной разведкой.
    «знать базовые для современного потенциального читателя библиотеки приборы» — конечно!
    Когда приходит читатель с «этакой штучкой» и ты не знаешь, в какую дырочку компьютера (или другого прибора) это запихнуть — то куда летит вся наша «Я-концепция»?
    Марина, чудный обзор! Спасибо.

  3. Ростислав пишет,

    16 мая, 2008 в 11:45

    Если бы мне дали пофантазировать на тему библиотеки в 2023 году, то я бы хотел увидеть ее в следующем виде. В реальном мире отнюдь не электронный рай (зачем? если все это будет дома), а некое ретро, классика (к тому времени). Не библиомузей (в музее не дадут в руки экспонат), а нечто другое. Книги не исчезнут, конечно. Фонд будет пополнятся, пусть не так бурно. Свободный доступ к книгам (как в книжных магазинах; ведь не воруют же) обязательно. Библиотека как уникум, не для всех. Массовости посещений не будет. Но «избранные» :)) будут окунаться в эту атмосферу, листать страницы, сидя на кожанных диванах или в креслах, кому как удобно. А если бы еще ретро-столы со стульями и настольными лампами, то вообще супер.

    А вот в виртуальном мире совсем по-другому. Сайт с электронной библиотекой, с информационной справкой и прочее, и прочее. То есть новый современный библиотекарь не должен будет уметь все. А будет разделение по специализациям. Реальное обслуживание и виртуальное обслуживание. Вот как-то так. И библиотека будет выглядеть с одной стороны в ее классическом и нужном виде, с другой удовлетворять потребности цифрового мира.

  4. Ростислав пишет,

    16 мая, 2008 в 12:09

    А Читальня есть даже в новом питерском офисе Яндекса http://habrahabr.ru/pictures/00/00/01/58/71/picture_43.jpg
    Книги в библиотеку еще не завезли. Но планируется, что сотрудник сможет заказать, и они сразу появятся в читальне.

  5. Катерина пишет,

    16 мая, 2008 в 14:29

    Мне кажется, что «я-концепциями» должны заниматься специалисты — социологи, психологи, психотерапевты (если нужно). Пусть проводят тесты, анкетирования, опросы и т.д. Я не стану лучше обслуживать читателей, быстрее находить информацию или росписывать журнал, если осознаю себя, как личность 🙂
    Вчера много раз повторялось «мы (библиотекари) готовы учиться всю жизнь». Нов едь в реальности единицы оправдывают это заявление. А если и учатся, то не хотят и не используют полученные знания в работе.

  6. Марина пишет,

    16 мая, 2008 в 16:22

    Мне кажется, я допустила одну ошибку: надо сперва ответить на вопрос, кто такой — библиотекарь. Во-первых, не каждый, кто работает в библиотеке, но библиотека нуждается в программистах, дизайнерах и т. д. Во-вторых, есть библиотекари на выдаче и есть библиографы. И библиотеки разные (не зря говорят о расслоении библиотек). Как в больнице: санитарка, медсестра, врач. Врач-терапевт и врач в стационаре. К каждому — свои требования.

  7. Мистислав пишет,

    18 мая, 2008 в 12:16

    Пора опуститься с неба на землю. Читатель, даже не читатель, а пользователь приходит в библиотеку за определенной информацией, и не важно в каком виде она будет, в виде книги, в электронном виде, важно чтобы ее можно было быстро получить, вот главная задача библиотеки.
    Реалии таковы, что к сожалению главная задача отодвигается на задний план. И начинаются дисскусии о кризисе, о свободном доступе, к книгам и. т.д. Что нам нужны программисты, и еще целая куча специалистов для внутрибиблиотечной работы.
    Считаю это демагогией и не желанием работать в решении главной задачи библиотеки.
    Тот библиотекарь который есть сейчас и будет завтра способен решать главную задачу, но при одном условии:
    «Заинтересованность в своей работе» —
    эта работа нужна будет всегда, как и сами библиотеки, которые были, есть и будут.

  8. Катерина пишет,

    18 мая, 2008 в 17:38

    Мистислав, создается впечатление, что вы давно не были в библиотеке и вообще не видели ее «изнутри». Но, в принципе «пользователей» понять тоже можно. Мне вот совершенно пофик, как мне начисляют зарплату. Пусть хоть на счетах считают, главное, чтоб не ошиблись…

  9. Марина пишет,

    18 мая, 2008 в 21:00

    Здравствуйте, Мстислав!
    Надеюсь, именно заинтересованность в своей работе толкает библиотекарей рассуждать о принципах и технологиях своей работы. Самоорганизация профессиональных сообществ необычайно важна была всегда. А из какого мяса и бумаги делают колбасу — то, конечно, потребителю неведомо. Главное — режь ее и на бутерброд)))
    Было время, в XIX веке, когда читатель мог взять для чтения журнал только с разрешения директора библиотеки и в нагрузку к «серьезным книгам», а некоторые библиотекари в начале XX века вырезали из журналов статьи по половому воспитанию и только после этого выдавали журналы читателям. Они искренне верили, что выполняют свой долг перед читателем — просвещают его, бедолагу, и ограждают от пошлости!
    Но и сегодня библиотека не хочет быть только справочным бюро: чтобы только информация, и чтобы по-быстрому. А так, глядишь, устроил зал открытого доступа — и читатель уходить не хочет, взялся за витиеватые тексты философов или экономистов. Для кого-то — удобство и быстрота работы с большим количеством книг, для кого-то — неудобство самостоятельного поиска. И без этого библиотека не библиотека.

  10. Филолог пишет,

    25 июня, 2008 в 6:27

    Конечно, на самом деле так оно и есть. 🙂