Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов чучело акулы

г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского

Путь автора к написанию этой книги начался в Королевской академии искусств в Лондоне, когда 5 октября 2006 года он и еще 600 зрителей присутствовали на частном предварительном просмотре выставки «США сегодня». В тот день Дональд Томпсон, профессор Гарварда, известный экономист и знаток искусства, взирая на разрекламированные перед выставкой шедевры — одетую в мешок для мусора проволочную фигуру получеловека-полукрысы художницы-пакистанки Хумы Бхабхи и неонового петуха Коха под названием «Большой белый петух», пытался понять, что именно делает произведение современного искусства ценным и какая алхимия заставляет продавать его за миллионы долларов. Иногда работы продаются за такие суммы, которые в сотни раз превышают те, что представляются разумными. Причем, дилеры и специалисты аукционных домов никогда не могут определить заранее, какое именно произведение современного искусства будет оценено в миллион долларов. Они публично говорят, что цена может быть любой — такой, какую готов заплатить покупатель, а в частной беседе добавляют, что покупка предметов искусства из высшей ценовой категории часто представляет собой азартную игру для сверхбогатых, где призом служит известность и культурное признание. Возможно, эти слова хорошо описывают мотивацию, но никак не объясняют процесс.

В итоге Томпсон предпринял годичное путешествие, в котором попытался изучить механизмы работы рынка современного искусства. Он провел много времени в Лондоне и Нью-Йорке, общался с действующими и бывшими дилерами и работниками аукционных домов, художниками и коллекционерами. В своей книге автор попытался рассмотреть экономику и психологию самого искусства, рассказать о дилерах и об аукционах, а также исследовать важные составляющие мира современного искусства — деньги, жажду наживы, стремление к величию через обладание и, как следствие, процесс разложения современного искусства.

Книга полностью документальна и построена на случаях из аукционов и коммерческих выставок, имеющих место в реальной действительности. При этом иногда описываемое настолько противоречит каким-либо разумным доводам, что книга читается как увлекательный, фантастический роман с забавным сюжетом.

Так, Томпсон открывает свое произведение историей о том, как один предприимчивый дилер в сфере искусства пытался (и небезуспешно) продать дохлую рыбу за баснословные деньги. На первом же этапе дилер столкнулся с рядом трудностей. Одной из проблем стала цена, которую запросили за это произведение современного искусства, — двенадцать миллионов долларов. Другая проблема — тот факт, что весит это произведение чуть больше двух тонн и его непросто взять под мышку и унести домой. Эта чуть ли не пятиметровая таксидермическая «скульптура» тигровой акулы установлена в гигантской стеклянной витрине и имеет креативное название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Акула была поймана в 1991 году в Австралии, обработана и превращена в произведение искусства в Англии под руководством британского художника Дэмиена Херста.

Был и еще один повод для беспокойства. В мире искусства многие сомневались в том, что это чудо вообще можно назвать произведением искусства. Между тем вопрос этот имеет принципиальное значение, ведь 12 миллионов долларов — это больше, чем было когда-либо заплачено за произведение живущего художника.

Ну и, наконец, одной из самых трудноразрешимых проблем стало то, что состояние акулы на момент торгов стало ухудшаться. Технология, использованная для сохранения тканей, оказалась неудачной, и туша начала разлагаться; в результате шкура акулы покрылась глубокими морщинами и приобрела бледно-зеленый оттенок, плавник отвалился, а раствор формальдегида в резервуаре помутнел. Первоначальной целью художника было создание иллюзии присутствия в галерее живой тигровой акулы. Зрителю должно было казаться, что она направляется прямо к нему с недвусмысленной целью пообедать. Но эффект получился совершенно обратный. В 1993 году с акулы сняли шкуру и затем эту шкуру натянули на утяжеленную болванку из фибергласа, но акула так и осталась зеленой и морщинистой.

Встал вопрос о замене самой акулы. При этом главной проблемой было то, что если, по мнению искусствоведов, акулу подновить или заменить, это будет уже другое произведение. Над этой проблемой всерьез задумались и художник, оформлявший акулу, и хозяин выставки, и ведущие искусствоведы страны, и средства массовой информации. Но оказалось, что стоимость акулы не имеет никакого отношения к ее физическому состоянию. Имеет значение только «статусность» покупки и возможность дальнейшей перепродажи. И всем было понятно, почему разлагающаяся акула должна была стоить именно столько.

Книга Томпсона, вскрывающая механизмы циничного ценообразования на арт-рынке, таким образом, приводит нас к пониманию механизмов этого рынка.  «Яркие цвета продаются лучше, чем блеклые. Горизонтальные картины – лучше, чем вертикальные. Обнаженная натура продается дороже, чем скромность, а обнаженное женское тело – дороже, чем мужское. Обнаженная женщина Буше, стоит в десять раз дороже, чем обнаженный мужчина его же работы. Сюжетные работы продаются лучше, чем пейзажи. Натюрморт с цветами стоит дороже, чем натюрморт с фруктами, а роза -дороже, чем хризантема. Спокойная вода на картине увеличивает ее стоимость (вспомните, «Водяные лилии» Моне); бурная вода уменьшает (Вспомните морские пейзажи). Кораблекрушение стоит еще дешевле.

Если на картине присутствует дичь, то чем дороже обходится охота на нее, тем больше она увеличивает стоимость картины; к примеру, рябчик втрое дороже утки. Существует даже более конкретное правило, сформулированное нью-йоркиским частным дилером Дэвидом Нэшем: картины с коровами никогда не продаются по хорошей цене. Никогда».

Вникая в с иронией описанные элементы работы этого механизма, читатель все больше убеждается в том, что современное изобразительное искусство — не более чем профанация, мистификация и PR. Главный вывод, к которому приходит автор, состоит в том, что для продажи любого объекта, будь то картина или рыба, всего лишь следует найти двух (для элемента соревновательности) миллионеров согласных выложить такие деньги. При этом автор сомневается в перспективности инвестирования в искусство, прежде всего в современное. Выводы, которые он делает, неутешительны: большинство проданных за миллионы работ никогда не удастся перепродать даже по их первоначальной цене.

Книга будет интересна всем, кто интересуется современным искусством и его внутренними механизмами.

Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов чучело акулы — Москва : Центрполиграф , 2011 — 380 с.

2319754-КХ

Ознакомиться с текстом книги можно здесь

Купить книгу можно здесь

Метки: , , ,

3 комментария к заметке 'Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов чучело акулы'

  1. Marina пишет,

    28 мая, 2012 в 16:34

    Я книгу читата давно (одно время о ней всюду говорили, а почему в Белинке она только сейчас объявилась), помню только, что она оказалась довольно-таки скучной.
    Если там можно узнать, что «обнаженная женщина Буше, стоит в десять раз дороже, чем обнаженный мужчина его же работы», то это что-то говорит о публике, но никак не о современном искусстве. Никто не купит пейзаж с коровой? Какое отношение это довольно сомнительное утверждение имеет к искусству, например, современному? Только к покупателям или к пиарщикам.
    Что же до Буше, то он известен как мастер как раз картин с обнаженными женщинами. Не будучи специалистом по искусству XVIII века, я вообще не могу вспомнить каких-то его примечательных работ с обнаженными мужчинами. Так что на ценообразование в этой области могут влиять качество работ или редкость (пусть картина с «голым мужиком» не так уж хороша, но это редкий мотив у знаменитого художника), ну и глупость, конечно, куда ж без нее. Но почему глупые суждения должны подменять попытки смотреть собственно на произведения искусства? Конечно, если ценность определять ценой, то в какой-то момент какой-нибудь остроумец докажет, что лучшее произведение искусства — пластиковая бутылка с воздухом.

  2. Gvany-L пишет,

    4 июня, 2012 в 23:52

    Марина, книга не про «обнаженщину» (в Вашем комментарии это слово встречается 5 раз, а в рецензии — всего одна фраза 🙂 ), а как раз про то, как пластиковую бутылку с воздухом продали за 12 млн и, тем самым, пытались доказать, что это и есть искусство.
    На мой взгляд, интересная, остроумная книга. Интересный взгляд на тему искусства с необычным подходом.

  3. Marina пишет,

    5 июня, 2012 в 12:27

    Я и делала комментарий к одной фразе, в которой упоминался Буше. Весь пассаж про предпочтения покупателей, которые Вы перечисляете, показывает, что это книга не о современном искусстве, а о покупателях и продавцах искусства вообще. Можно было писать о розах и хризантемах, конечно.
    Если бы кто-то смог впихнуть всю акулу целиком в пластиковую бутылку с воздухом и так ее сохранить хоть какое-то время, думаю, это «чудо» бы стоило 12 миллионов. Но, повторюсь, когда состояние арт-рынка оказывается ключом для понимания искусства, это говорит лишь о том, по-моему, что люди не ходят на выставки, а читают в газетах сводки с аукционов. Не цена платья, книги или огурца доказывает, что это платье, книга или огурец, точно тоже можно было бы сказать о произведении искусства. Статус вещи автоматически не определяет ее ценность и наоборот.