О выставке Ивана Шишкина

9 июня, 2012 Рубрики: Афиша Автор: Написать автору

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств на все лето открыли выставку к 180-летию Ивана Ивановича Шишкина — «Таинственно шумит лесная тишина…».
В первом зале представлено полтора десятка картин и живописных этюдов, в том числе одна из подготовительных работ к одной из самых известных картин — «Утро в сосновом бору». Во втором зале — несколько десятков офортов и рисунков. Все вещи происходят из трех музейных собраний: Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галереи и Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Шишкин художник по-своему удивительный. Прекрасный рисовальщик, необыкновенный наблюдатель (он дотошен до того, что на этюде к картине «Рубка леса» можно увидеть цифру 170 на спиле сосны, указывающую на возраст и позволяющую прикинуть диаметр ствола), художник, создавший визуальный образ русского леса, Шишкин реалист, но иногда как художник-реалист чувствителен к своеобразной стилизации. Надписи на обложках к альбомам офортов — витиеватыми шрифтами под старину. В тоже время среди видов со столетними деревьями, травой да болотом можно обнаружить поезд, идущий по Варшавской железной дороге. Шишкин скрепляет былинно-сказочные времена и культуру конца XIX века, с ее любовью к путешествиям во времени и пространстве, скрепляет город и реальность.

Однако совершенно непонятно, зачем превращать выставку Ивана Шишкина в зоопарк. Вот как выставку описывает пресс-релиз музея: она «позволит погрузиться в мир русской природы, созданный выдающимся русским пейзажистом, «послушать» разговор деревьев, шорох листьев под ногами, тишину леса».
Ладно бы Екатеринбург располагался в пустыне Сахара, в причерноморской степи или в приполярной тундре, но даже в черте города можно найти места, где есть и «шорох листьев», и «тишина леса».

Речь идет о выставке художника популярного и любимого, набранной из не самых его выдающихся работ, что приводит к странной мысли: хотя Шишкин жил в эпоху великих станковых картин, его творчество из-за специфики уральских музейных коллекций репрезентируется не как ряд самодостаточных произведений, а как одно большое произведение, в котором самые разные работы — лишь фрагменты, не зависимо от своих достоинств отсылающие к феномену. Надежда, что часть замещает целое, возможно, оправдывается только предложенным выходом за границы искусства: зрителю предлагают посмотреть не работы художника Шишкина, а на лес, который Шишкину удалось передать во всей красе. Музей поддерживает образ художника-фокусника, «животворящей кисти», создавшей «мир русской природы». Неудивительно, что медведи водятся сегодня только на ковриках и в компании киношных цыган.
Возможно, конечно, посмотреть иначе. Думаю, найдутся те зрители, которые откроют для себя графику художника, и те, кто осознает, что художники не создают шедевры пачками, а много, кропотливо и по-разному работают.

При чтении пресс-релиза выставки обнаруживается еще кое-что. Музей сообщает: ««Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный», – писал выдающийся художественный критик В. В. Стасов.» Словно бы и не прошло более столетия со времени создания картин и гравюр, и мы смотрим на эти картины вот точно теми же глазами, как Стасов. Впрочем, стараниями музея иначе и не посмотришь.

Я стала думать, какую выставку хотела бы увидеть и сделать. Другую. О Шишкине как «народном художнике», о том, что такое «создать мир русской природы» и т. д. С несколько другим набором экспонатов, в другом контексте. Это бы даже не потребовало больших, чем сейчас, финансовых затрат, но было бы интереснее.
Потому что в отличие от некоторых других художников Шишкина есть за что любить. Не уверена, что строка из стихотворения Ивана Бунина, написанного в год смерти художника, удачный по интонации ключ к произведениям, но, думаю, Бунин знал, что такое «шишкинский лес». Это то, что теперь скрепляет поколения, создает общий культурный опыт, это как солнце, что всегда должно всходить на востоке. Чем не сюжет для юбилейной художественной выставки?

Та, что есть, работает в музее на Воеводина до 2 сентября.

Комментарии закрыты.