В тихом омуте школьной библиотеки
О школьных библиотеках у меня остались приятные воспоминания: там выдавали книги. Так и жила я в уверенности, что дело школьного библиотекаря — добывать книги для школьников и учителей. Ан нет.
На совести школьного библиотекаря и сказкотерапия, и библиотечные уроки, и преподавание основ информационных технологий, и уроки сочинения стихов. Во второй день конференции в секции «Профессиональное библиотечное творчество» библиотекари рассказывали о своих проектах продвижения чтения, и лучшие из этих проектов — работа некоторых школьных библиотекарей.
Любовь Валерьевна Смольникова, заведующая библиотекой средней школы № 47 поселка Свободный (Свердловская область), представила проект «Одна книга на всю школу». Основной принцип проекта — создание тотального пространства книжной культуры. Куда школьник не пойдет в своей школе, чем не займется — все напоминает о книгах. Возможно это при согласованной работе и учителей с библиотекарем, и самих школьников.
Технология проекта в общих чертах. В школе с 2001 года составляется календарь школьных дел и выбирается книга месяца. Например, в апреле 2008 года такой книгой стал «Маленький принц». 17 книг из школьной библиотеки, найденные самими школьниками в сети и распечатанные тексты сказки, аудиокнига и пластинки читались и слушались детьми и учителями. В День земли ребята представили свои работы, связанные с прочитанной книгой (не только иллюстрации и письма герою, но, например, математические задачи по «Маленькому принцу»), участвовали в конкурсах, получали «орден героя». Всем, и учителям, и школьникам, задавались вопросы. На уроках учителя то и дело обращали внимание на книгу (и это не только уроки литературы и русского языка, но и математики, астрономии).
И другие проекты школы №47, связанные с чтением и грамотностью, основаны на сотрудничестве педагогов разных предметов и учащихся, что, думается, даст больший эффект, чем усилия только одного учителя русского и литературы научить правильно говорить и писать, а библиотекаря — увлечь чтением книг. Когда даже учитель физкультуры читает — почему бы не читать и детям!
Но не каждая школа похвастается такой слаженной работой педагогов и библиотекаря.
О проблемах чтения школьные библиотекари стали говорить и с родителями, о чем рассказывали Людмила Юрьевна Евдокимова, заведующая библиотекой средней школы № 8 г. Сухой Лог, и Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации.
Сейчас публичные библиотеки активно разрабатывают проекты поддержки чтения, в основном ориентированные на детей, подростков и студентов. Но, наверное, у школы и родителей больше возможностей увлечь ребенка чтением, научить грамотному владению языком и критическому мышлению.
Только, к сожалению, школьные и публичные библиотеки друг с другом сотрудничают мало, без совместных фестивалей, конкурсов, программ.